Найти тему
Наблюдательница жизни

"Слабый сын"

Екатерина находилась в темной комнате. Ни один луч солнечного света не проникал в ее покои. Королева была полностью погружена в горе. Она устала принимать соболезнования и вымученно улыбаться на выражаемое ей почтение. Хотелось было побыть одной, в тишине и в темноте.

Выплакав все слезы, Екатерина Медичи задумалась. Она находилась в непростой ситуации. Ее муж теперь был мертв. Королем Франции стал слабенький пятнадцатилетний Франциск, недавно женившейся на юной шотландской королеве Марии Стюарт.

Франциск II и Мария Стюарт
Франциск II и Мария Стюарт

Мария была племянницей могущественных Гизов (Герцог Франсуа де Гиз и его брат – кардинал Карл Лотарингский) и едва они поняли, что Генрих ll умирает, как сразу засуетились. Раньше при дворе было две сильные партии Монморанси и Гизы. Теперь первая партия была потеснена и возникла угроза, что Гизы захватят всю власть, заставив Екатерину Медичи подчиняться себе.

На следующий день после смерти короля, Гизы переехали во дворец. Один из братьев Гизов занял опочивальню удаленной от двора Дианы де Пуатье, а второй устроился в комнате Монморанси, которого поблагодарили за службу и попросили отправиться на покой.

Наступала пора Гизов и Екатерина понимала, что ей нужно находиться с ними в дружеских отношениях.

Чтобы обуздать аппетиты различных принцев крови был создан Совет, куда вошло тридцать человек: молодой король, молодая королева, вдовствующая королева, братья Гизы, сыновья Екатерины Медичи, принцы и некоторые знатные личности. По сути Совет был показным и фиктивным, так как собирался лишь раз. Все остальное время страной управляли Гизы и Екатерина Медичи.

Екатерина Медичи с детьми
Екатерина Медичи с детьми

Екатерину очень заботило состояние Франциска. Мальчик никогда не отличался крепким здоровьем, у него с ранних лет были частые головокружения, а после того, как он стал королем, состояние стало усугубляться.

Помимо головокружений, Франциск страдал от фурункулеза. Он находился в подростковом возрасте, гормоны бушевали и вся кожа цвела из-за огромных нарывов. И сейчас тяжелое акне сложно лечить, а в те времена тем более. Лекари того времени могли только усугубить страдания молодого короля.

В один из дней фурункул вскочил у Франциска в ухе и он, страдая от боли, слег в постель. Екатерина тут же собрала врачей, которые посоветовали ей отправить сына в долину Луары. Королева-мать прислушалась к рекомендации и решила вместе с Франциском поехать в замок Блуа. Он совершенно не перечил матери и подчинялся ее решениям.

Замок Блуа. Акварель.
Замок Блуа. Акварель.

Еще одной головной болью Екатерины и, конечно, Гизов было то, что юная королева Мария не беременеет. Дело в том, что у Франциска были проблемы с конституцией тела, а если точнее то имелась некая деформация интимных мест. Из-за этого перспектива рождения наследника престола была весьма сомнительной.

А тем временем во Франции нарастало напряжение, усиливающееся растущим количеством протестантов. Они, кстати, делились на две категории: истинные протестанты по вере и гугеноты, которые не хотели принимать правление Гизов.

Ненависть гугенотов принимала колоссальные масштабы. По Парижу передавали из рук в руки памфлеты, где грубо оскорблялись и Гизы и Екатерина Медичи. Особенно обидным было, что в народе распространялась ложь, будто вдовствующая королева была распущенной женщиной, из-за чего ее дети родились больные проказой.

Хотя действительно Екатерина родила детей больными из-за своей врожденной болезни. Вот только не из-за проказы и ее вины в наличии заболевания не было. Отец Медичи был болен сифилисом, заразил свою жену и Екатерина появилась на свет больная. На ее здоровье болезнь не сказывалась, а вот на некоторых детях, увы. Речь о сыновьях, за исключением Генриха.

Лоренцо Медичи. Отец Екатерины. Вел разгульный образ жизни до свадьбы и это аукнулось его дочери и внукам.
Лоренцо Медичи. Отец Екатерины. Вел разгульный образ жизни до свадьбы и это аукнулось его дочери и внукам.

Гугенотов Екатерина Медичи сперва воспринимала достаточно лояльно, она готова была умерить пыл преследователей еретиков и даже общалась с протестантским пастором Франсуа Морелем, говоря ему:

-Я заступлюсь за вашу паству, но и вы будьте осторожны! Не созывайте собраний, живите скрытно и без скандалов.

Но желание вдовствующей королевы держать нейтралитет было быстро разрушено. Во-первых, у Гизов было иное мнение и они жестоко расправлялись с гугенотами. А во-вторых, пастор, узнав о казни одного из гугенотов, направил вдовствующей короле злое письмо, где были строки:

Бог не оставит подобной несправедливости безнаказанной… и, раз Бог уже наказал последнего короля, понятно, что теперь Его карающая длань коснется королевы и ее детей

Это был болезненный удар, тем более Екатерина день ото дня наблюдала, как слабеет ее мальчик и понимала, что скоро он отправится вслед за отцом.

Портрет Франциска в 1559 году
Портрет Франциска в 1559 году

Франциск, не смотря на хвори, не собирался вести спокойный образ жизни. Свою энергию он тратил на любимое хобби - охоту. Мальчика не пугала плохая погода и он мчался на лошади, не взирая на дождь и ветер.

В середине ноября Франциск беспечно охотился, не обращая внимания, что очень холодно. Вернувшись в замок, он понял, что весь горит. Простуда спровоцировала появление нового фурункула опять в ухе и боль от нарыва была столь нетерпимой, что несчастный рухнул в кровать.

На утро упрямый Франциск не захотел сохранять постельный режим и отправился на торжественную службу в собор. Екатерина тревожно поглядывала на сына. Он был бледен и по его лицу явственно читалось, что ему очень больно.

Были вызваны врачи, обследовавшие короля. Они увидели в его ухе огромный гнойный нарыв, но помочь страдальцу не предоставлялось возможным. Екатерина Медичи вместе с братьями Гизами находилась у постели короля и понимали, что его вряд ли спасут.

В качестве иллюстрации кадр из сериала "Царство"
В качестве иллюстрации кадр из сериала "Царство"

Переживая за сына, Екатерина не могла упускать из головы мысли о Франции. В это время была тяжелая ситуация из-за очередного восстания гугенотов, но этот раз в нем были замешены и принцы крови - Антуан де Бурбон и Людовик Конде. Им обоим грозила смертная казнь.

Екатерина Медичи, не давая горю овладеть собой, смогла назначить встречу Антуану де Бурбону и при Гизах провела блестящий ход, заставив его отдать ей права на регентство.

Когда была подписана необходимая бумага, королева попросила, чтобы Гизы и Антуан обнялись в знак мир. Принцы-гугеноты были спасены.

4 декабря Франциску стало немного легче и он даже смог немного поесть, но то было временное улучшение перед смертью. 5 декабря 1560 года 16 летнего короля не стало.

Продолжение в статье "Избавление от невестки"

Благодарю, что дочитали. Ваши лайки помогают развитию канала