Михаил Ефимович Кольцова – самый известный советский журналист и пропагандист в СССР довоенного периода, вклад которого в становление советской журналистики трудно переоценить.
Михаил Ефимович Кольцов (при рождении — Моисе́й Ха́имович Фридлянд, Мойсей Ефимович Фридлянд, псевд. в Испании — Мигель Мартинес) родился в Киеве, на улице Межигорской, дом № 5 в семье ремесленника-обувщика. Через два года в этой семье родился ещё один сын, впоследствии – известный художник-карикатурист Борис Ефимов. Свою профессиональную деятельность братья начали ещё в детстве: вместе выпускали школьный журнал. Михаил был редактором и автором, а Борис – иллюстратором. Подписывался тогда Миша Кольцов – «Михаил Синдетиконов (от названия известного в то время клея).
В 1915 году Михаил поступает в Психоневрологический институт в Петербурге, участвует в издании студенческой газеты и в этом качестве впервые встречается с Максимом Горьким, а в 1917 году становится активным участником произошедших в столице обеих революций. После этих событий продолжение обучения в Психоневрологическом институте потеряло для Кольцова всякий интерес. В первые же дни создания Наркомпроса, который возглавил А.В. Луначарский, Кольцов пришел сюда и выбрал киножурналистику, возглавив группу кинохроники. В этом качестве в 1918 году вездесущий журналист вместе с операторами Ж. Новицким и Дз. Вертовым оказался в Финляндии, где в то время была провозглашена Социалистическая рабочая республика. И сразу же попал на фронте, на позиции близ Двинска, где присутствовал при «братании» русских и германцев. Вскоре двадцатилетнему кинопублицисту Кольцову в качестве представителя Кинокомитета поручают сопровождать мирную делегацию, направляющуюся в Киев для переговоров с правительством гетмана Скоропадского, ставленника немецких оккупантов. В феврале 1919 года, когда Красная Армия освободила всю левобережную Украину и Киев, Михаил вступает добровольцем в ряды Красной Армии, сотрудничает в одесских газетах и в киевской армейской газете «Красная Армия». А с 1920 года работает в отделе печати Наркомата иностранных дел.
В 1922 г. в «Правде» появляется статья Кольцова «В наступление!». Его призыв к советским литературным и газетным работникам был вызван тревожным положением теперь уже на другом фронте − идеологической борьбы. Одна из важных мыслей статьи: «Наша нужда в журналах … легкого и подвижного рода: литературных, иллюстрированных, сатирических, не уступающих буржуазным по форме, бойкости и яркости, но и преподносящих в этой форме красное противоядие против желтого яда».
Вскоре, в 1923 году, Кольцов смог воплотить собственную инициативу и возродить деятельность «Огонька» (до революции − еженедельного иллюстрированного литературно-художественного приложения к петроградской газете «Биржевые ведомости» издателя С.М. Проппера), а затем основать и одноименное акционерное издательское общество. Постановлением Совнаркома СССР от 16 августа 1931 года Акционерное издательское общество «Огонек» Наркомпроса РСФСР было реорганизовано в Государственное журнально-газетное объединение «Жургаз» Наркомпроса РСФСР. М.Е. Кольцов очень быстро стал главным редактором журнала «Огонек» и руководителем основанного им объединения «Жургаз».
Помимо этого, Михаил Кольцов в «недрах» издательства «Огонек» основал нескольких журналов: «Советское фото» (1926), «За рулем» (1928), «За рубежом» (1930) и «Чудак» (1928); в последнем издании он вёл постоянную рубрику «Календарь Чудака». Ещё одним, менее известным детищем М. Кольцова, был журнал «Изобретатель», созданный им в конце 1920-х годов также в качестве одного из приложений «Огонька». Этому журналу М. Кольцов как руководитель «Жургаза» уделял большое внимание: предлагал темы номеров, принцип формирования материала, подбор авторов, тем, иллюстраций, выступал на собраниях коллектива редакции журнала. В качестве заведующего редакцией журнала «Изобретатель» он пригласил к сотрудничеству известного дореволюционного журналиста И.М. Полтавского (Василевский-Не Буква), творчеству которого давал высокую оценку.
Все это время, пока Кольцов неустанно занимался «Огоньком» с его приложениями, он также являлся специальным корреспондентом ряда периодических изданий, в том числе газеты «Правда» (1922—1938), сотрудником сатирического журнала «Бегемот», а с 1934 по 1938 годы – главным редактором сатирического журнала «Крокодил». В СССР при жизни Кольцова трижды выходили многотомные собрания его сочинений.
Среди классиков русской литературы Кольцов больше всего выделял А.П. Чехова. Молодых фельетонистов он призывал учиться у Чехова русскому языку – «громаднейшему богатству, громаднейшей сокровищнице». Для сборника сочинений Чехова – первого большого послереволюционного издания (1929), он пишет статью, в которой детально анализирует чеховское фельетонное творчество.
Организуя новое издание, Кольцов старался, чтобы оно было целенаправленным. В разгар НЭПа он создает «Огонек», рассказывающий о достижениях молодой республики. В начале 30-х годов, когда «потянуло порохом от всех границ», Кольцов вместе с Горьким выпускает журнал «За рубежом».
Михаил Кольцов был хорошо известен в СССР как автор книги «Испанский дневник» (1938), основой которой послужили его репортажи из Испании в период Гражданской войны, где он находился как корреспондент газеты «Правда» и одновременно как негласный политический представитель властей СССР. «Испанский дневник» – антифашистская книга, книга-предупреждение. Кольцов предчувствовал неизбежное военное столкновение нашей страны с фашизмом. Его испанский опыт не прошел даром для наших писателей, которые в июне 1941 года стали военными корреспондентами. По свидетельству Б. Ефимова, его брат мечтал написать в «Правду» короткий сухой репортаж из Берлина о том, как публично вешают Гитлера, Геббельса и Геринга. Его мечте не суждено было сбыться, но его брат – карикатурист Борис Ефимов, присутствовал на Нюрнбергском процессе 1945 года в качестве художника.
В том же 1938 году М.Е. Кольцов избирается депутатом Верховного Совета СССР и выдвигается в члены-корреспонденты Академии наук СССР, несмотря на отсутствие у него полноценного высшего и среднего образования. В одном из своих выступлений в июне 1938 года он сказал: «Я себя чувствую всегда в строю. Я себя чувствую всегда на службе. Отличное чувство».
Но всесоюзная известность не оградила журналиста, писателя и депутата Кольцова от участи многих активных строителей коммунизма. Он был арестован 13 декабря 1938 года в своем же кабинете в редакции газеты «Правда». Обстоятельства и дата гибели его до сих пор не ясны. Судьба популярного журналиста долгие годы не оставляла равнодушными многих советских людей – его читателей. Среди политзаключенных ГУЛАГа ходило множество слухов о том, что его видели в местах заключения ещё в период Великой Отечественной войны.
Исследования о творчестве и судьбе Кольцова начали появляться в конце 1950-х годов. В 1967 году младший брат М. Кольцова — знаменитый художник-карикатурист Борис Ефимович Ефимов, опубликовал свою книгу о брате и о его последних днях перед арестом под названием «Жертва культа личности» в английском журнале «Студент». В этом же году в СССР вышел сборник воспоминаний о нем – «Михаил Кольцов таким, каким он был». В 1987 году книга вышла вторично, а в 1989 году этот сборник был отредактирован и существенно дополнен. Б.Е. Ефимов, переживший брата почти на 60 лет, в 1988 году издал книгу о нем в СССР под названием «Судьба журналиста».
Несмотря на сведения из следственного дела М. Кольцова о том, что после разбирательства его дела Военной коллегией Верховного суда СССР под председательством В.В. Ульриха он был расстрелян 2 февраля 1940 года, многое в его судьбе, по мнению Бориса Ефимова, остается тайной. Библиография работ о М.Е. Кольцове включает в себя также книги других родственников младших поколений Ефимовых: его племянника Михаила Борисовича Ефимова («Он был «слишком прыток»…: жизнь и казнь Михаила Кольцова» (2013)), а также члена семьи Ефимовых — Виктора Фрадкина («Дело Кольцова» (2002)).
28 июня 1972 года на доме № 11 по Страстному бульвару, который много лет занимала редакция журнала «Огонек», основанного М. Кольцовым, была открыта мемориальная доска в память советского писателя и журналиста. «Литературное наследие Кольцова, — сказал Б.Е. Ефимов на открытии памятной доски, — это огромное, практически неисчислимое количество очерков, фельетонов, корреспонденций, статей, выступлений, в которых во всём своём величии встаёт эпоха становления и утверждения советского строя начиная с октября семнадцатого года. Неповторимая летопись жизни, борьбы и труда советского народа, его радостей и печалей, испытаний и подвигов. Последней страницей творческой биографии Кольцова стала книга «Испанский дневник», правдиво и ярко рассказавшая о первом военном столкновении с фашизмом, прелюдии к Великой Отечественной войне, в которой Кольцову не суждено было принять участие. Кольцов, как вы знаете, был не только талантливым писателем, но и неутомимым общественным деятелем, энергичным организатором, активным политическим и дипломатическим работником. Он всё делал быстро, увлечённо, весело, не зная отдыха, не теряя ни минуты, как будто чувствуя, что ему отмерен судьбой очень короткий срок жизни».
Личный архив М.Е. Кольцова, к сожалению, не сохранился.
Некоторые его работы – рецензии, статьи, очерки, фельетоны, выступления, а также заполненные им анкеты и др. документы – хранятся в фондах учреждений, находящихся в РГАЛИ: редакции газеты «Литературная газета», издательств «Советская литература», «Художественная литература», «Земля и фабрика»; Государственного театра им. Вс. Мейерхольда, Союза советских писателей, а его немногочисленные письма − в личных фондах А.К. Виноградова, Д.И. Дейча, Д.И. Заславского, В.Г. Лидина, В.Л. Юреневой и др. В ряде личных фондах имеются воспоминания о нём.
Все эти материалы способствовали тому, что в ЦГЛА (ныне РГАЛИ) в конце 1940-х годов сотрудниками архива был создан фонд писателя М.Е. Кольцова под № 1854. Маленький по объему (12 ед. хр.), он содержит материалы публицистической деятельности М.Е. Кольцова, отложившихся в составе фондов редакций и издательств, с которыми сотрудничал знаменитый журналист и в составе которых хранятся документы, связанные с его профессиональной деятельностью. В личном фонде М.Е. Кольцова имеются его статьи в виде машинописи и газетных вырезок и несколько отзывов о его творчестве.
В 1950 г. из этих немногочисленных документов в ЦГАЛИ была составлена опись личного фонда Михаила Ефимовича Кольцова, ставшая, возможно, первой после его гибели данью памяти и уважения к «журналисту номер один».
Т.В. Анохина, главный специалист РГАЛИ