И сейчас я не только о здоровье
Конец весны - начало лета - сплошные велопраздники. Так сложилось, что в последнее время мне не до праздников, но реальность - штука объективная.
31 мая мир отметил очередной День рождения велоспорта как такового - в 1868 году состоялась первая велогонка во французском городке Сен-Клу. 15 лет оставалось до изобретения пневматической шины, "пенни-фартинги" с разновеликими колесами меньше всего напоминали современные гоночные снаряды, а дистанция и вовсе была смехотворной - менее 2 км. Победил англичанин Джеймс Мур. У всего есть начало, верно? И оно "зашло" настолько, что уже через год состоялась международная шоссейная велогонка Париж-Руан 120 км, в которой снова одержал победу Джеймс Мур.
3 июня - утвержденный Генеральной Ассамблеей ООН День велосипеда. Инициатором выступил Туркменистан, а подписи под документом поставили более 50 государств.
И это наш общий праздник. Потому что не так важно, как вы используете велосипед: в качестве транспорта, для перевозки грузов, как спортивный снаряд или просто катаетесь для развлечения. Вы - велосипедист. Что-то да привело вас однажды в это неисчислимое содружество двухколесных.
Я готова поделиться своими причинами. Вернее, рассказать, что такое велосипед для меня.
Мне 42, из них 35 лет я на велосипеде, с 2019 года - я рандоннер (веломарафонец). Короче говоря, у меня есть некоторый опыт передвижения на очень разных велосипедах на очень разные расстояния. И это совершенно разные практики. Сейчас я попробую их очень поверхностно обобщить.
Итак, что дал велосипед лично мне:
Привычку к движению
Так сложилось, что по своей психофизике я человек довольно пассивный. Спорт с детства терпеть не могу. Поэтому велосипед в моей жизни стал в буквальном смысле движущей силой.
Знаете, в литературной среде есть такая расхожая формула успеха: 20 процентов таланта - 80 процентов работы. Так вот, мне кажется она работает везде. Данные природой склонности могут "выстрелить" только если мы упорно работаем над их развитием. А для этого у вас должна быть выраженная потребность в том, что вы делаете. То есть вы должны получать от этого удовольствие. Без этого ничего не получится.
Возможность поддерживать физическую форму
Как я уже говорила, я по складу человек, скорее, пассивный. И в добавок склонный к набору веса. Ну да, и поесть люблю, чего уж там. И однажды я поняла, что так дальше нельзя. Я весила более 100 кг и не нравилась себе, не говоря уже о понятных осложнениях со стороны сердечно-сосудистой системы. И я похудела на 40 кг. Да, велосипед НЕ БЫЛ ключевым фактором этого мероприятия. Но он стал - и остается по сей день - ключевой поддерживающей практикой. Бреветы и длительные велотренировки в базовой пульсовой зоне - это лучший для меня способ поддерживать обмен веществ и, как следствие, рабочий вес в интервале от 62 до 68 кг (мой рост, если интересно, 176 см). За супермарафон "Чуйский тракт" (1200 км, 80 часов) я сбросила 4,5 кг. Иногда в придорожных кафе велосипедистам, забивающим свои подносы едой в три этажа, задают вопросы типа "а как вы поедете после всего этого?!". Еще как поедем. Расход калорий обычной двухвостки - порядка 7000 ккал. Не говоря уже о 1000 км, где этот показатель достигает 30 000 и более.
Снижение рабочего пульса
У людей нетренированных, а тем более, с избыточным весом, пульс, как правило, выше. Я в полной мере испытала это на себе. Да, у меня в целом все пульсовые зоны довольно высокие, но я могу с уверенностью сказать, что физическая тренированность заметно снижает рабочий пульс - а значит, повышает общую выносливость и прокачивает сердечно-сосудистую систему.
В моем случае базовый пульс снизился с 96 до 60 уд/мин, а рабочий "раскачался" от 146 до 210 уд/мин. Сердце - самая сильная мышца организма. Но и у нее есть свой предел. Парадокс в том, что беречь ее - означает давать ей разумную циклическую нагрузку.
Снижение тревожности и здоровый сон
Я человек восприимчивый и тревожный. Думаю, нас таких много. Какую броню не наращивай - а жизнь полна проблем и стрессов. Но знаете, когда вы можете с уверенностью сказать себе: "хуже чем 600 км на велосипеде, с тобой сегодня уже ничего не случится" - скорее всего, это будет правдой. И пусть весь мир подождет. Лучший совет, который когда-то я получила в жизни был максимально кратким и исчерпывающим: "уставай". И это правильно. В конце концов, чем вас, человека, финишировавшего супербревет, поднявшегося на Олимп, проехавшего сверхдистанцию под обложным дождем в +2, могут расстроить какие-то штатные рабочие и личные неприятности?
Режим дня
В любой системе есть свои направляющие. В моем случае это график велотренировок. В межсезон - это тренировки на станке, в течение сезона - календарь бреветов и тренировки между ними. Это то, от чего я отталкиваюсь при планировании своего дня, недели, месяца, года. Да, это дисциплинирует.
Умение доверять своей реакции и сотрудничать с организмом
С тех пор, как велоактивность стала одной из смыслообразующих вещей в моей жизни, я избавилась от массы несвежих иллюзий. "Ни дня без подвига", "Сильнее, выше, быстрее", "Все ресурсы должны работать на достижение цели" - ребят, это все не ко мне. Ко мне - это "разумно, осмысленно, посильно и в радость".
Поэтому я схожу с дистанций, если продолжение однозначно несет риск здоровью. Поэтому я не гонюсь за лидерами и рекордами. Потому что, во-первых, ни на одну медаль в мире я не готова обменять свое здоровье. А во-вторых - давайте честно. То, что мы делаем, это не подвиг. Мы не спасаем людей, не преобразуем их жизнь к лучшему. Мы делаем ровно то, что приносит радость НАМ ЛИЧНО. Это нормально до тех пор, пока не начинает приносить больше вреда, чем пользы.
Уверенность на дороге и знание ПДД
Можно сколько угодно ненавидеть автохамство во всех его проявлениях, но до тех пор, пока вы пересекаете пешеходный переход на велосипеде (и гордитесь этим), пренебрегаете светоотражнтелями, подрезаете других участников движения - вы не просто сами виноваты. Вы дискредитируете - в прямом смысле, подставляете - остальных велосипедистов. Просто знайте ПДД. Это офигеть как важно.
Круг общения
Единомышленники и друзья - это едва ли не самое важное. Мне повезло вдвойне. У меня есть "Легион" - один из сильнейших рандоннерских клубов России. А еще - мой муж не просто принимает, но полностью разделяет увлечение веломарафонским спортом. И это не говоря уже об общении с друзьями из дружественных велоклубов.
География путешествий
Итак, чтобы не быть голословной, за 4 года веломарафонский спорт заносил нас:
- во Францию на марафон Париж-Брест-Париж
- Волгоградская и Ростовская области, марафон "Волгадон"
И это не говоря уже о богатых возможностях внутреннего велотуризма.
Никаких проблем с планами на лето
План отпусков на большинстве предприятий верстается в октябре-ноябре. Обычно в это время мы уже знаем, какую 1200 мы хотим проехать в предстоящем сезоне.
А я ушла готовиться к 600ке есть и спать:) Ride On!