Найти тему
Вести.UZ

КАК КАЗАХОВ В ЛЮДИ ВЫВОДИЛИ

Сегодня в Казахстане любят поговорить о русском колониализме. А как было на самом деле?

При царе все было понятно. Казахские племена добровольно стали подданными российской империи, спасаясь от джунгарской резни и ярма кокандского ханов.

При советской власти, когда и родился, собственно, Казахстан первоначально со столицей в Оренбурге, большевики столкнулись с реальной проблемой. А как им управлять?

На землях, населенными сартами, туркменами, киргиз-кайсаками, узбеками и таджиками система еще как-то работала. Имелись традиции, чиновничий аппарат, оставшийся в наследство от бывшего Туркестанского генерал-губернаторства. Зато в казахских степях царил полный феодализм, помноженный на беспросветную неграмотность, утверждает кандидат исторических наук Инна Анисимова.

Тем не менее, выполняя ленинский наказ, марксисты поставили задачу немедленной коренизации. Таким образом хотели переманить местное население на сторону Советской власти, которая, как известно, не жаловала ислам и кочевой образ жизни.

Были введены процентные нормы приема на госслужбу для казахов. На образование и навыки никто не смотрел.
Сразу начался процесс внедрения в делопроизводство казахского языка. Для чего был издан особый декрет. Однако возникли трудности.  Нехватка специалистов и элементарно грамотных людей, владеющих письменным казахским, стремилась к нулю.

Был организован массовый ликбез. Учебники переводились на казахский, переводились литературные произведения, составлялись хрестоматии для чтения по казахскому языку для взрослых.

За 1924–1925 гг. более 40% бюджетных средств казахской республики ушло на народное образование и культурно-просветительную работу. Сам бюджет на 85 процентов состоял из дотаций «проклятого центра», иначе говоря из средств РСФСР.

Быстро росло число учащихся казахов, открылись 20 средних специальных учебных учреждений и 13 профтехнических, работали 154 клуба, более 300 библиотек, а также избы-читальни и «красные юрты». К 1925 году в вузах СССР, куда “коренных” зачисляли без экзаменов,  обучалось около тысячи студентов из Казахстана.

В краевую школу среднего комсостава милиции казахов брали с облегченными условиями. В 1926 году их уже было 94,4 % от всего состава.

Юридические курсы НКО КАССР выпускали следователей и судебных сотрудников. И по данным за 1924 год в милиции, угрозыске и административных отделах республики казахи в среднем занимали 49,5 % должностей.

Ударными темпами губернские комиссии по коренизации наладили учебу для волостных секретарей из казахов, машинисток, счетоводов, финансистов. По всей республике была разбросана сеть рабфаков и партийных школ.

Уже в 1924 году в сельские и аульные Советы было избрано 31 тысяча казахов. Поначалу они попадали в низшие звенья административного и партийного аппарата по уровню образования и политической «подкованности». Доля казахов, скажем, в наркоматах и республиканских учреждениях не превышала 8 процентов. Однако довольно скоро этот «недостаток» был ликвидирован новыми «красными кадрами». И потому скоро от политики «процентной нормы» отказались.

В поздние советские годы уже можно было смело говорить о засилье казахов, хотя те же русские составляли почти 40 процентов населения. Нынче ленинская «коренизация» достигла полного апогея. Русскому невозможно устроиться даже в участковые…