Я не очень люблю ремейки. Почему? Когда фильм переснимают из-за того, что он якобы "устарел" или потому, что действие его перенесли в другую страну (американцы любят маяться такой дурью, уж сколько они французских картин на свой лад переиначили, не сосчитать!), редко удается сделать это лучше. На всякий случай: я говорю именно о ремейках, а не об экранизациях одной и той же книги, тут другой случай. Поэтому я не ждала ничего хорошего от фильма Золтана Корды "Сахара", вышедшего в 1943 году и представляющий собой ремейк "Тринадцати" Ромма. Ибо где СССР и борьба с басмачами и где Африка и вторая мировая. Правда, сам Ромм при съемках ориентировался на американский же фильм "Потерянный патруль", но он взял оттуда общую идею, коренным образом изменив подробности.
В то время, как Корда в основу сюжета положил именно сценарий "Тринадцати", вплоть до того, что некоторые сцены (солдаты, устроившие фальшивые водные процедуры, гонец, оставляющий на песке предметы снаряжения, игра на гармонике (настоящей у нас и губной у американцев), солдат, пытающийся вползти на дюну и соскальзывающий вниз). Более того, сама идея (горстка солдат задерживает сотни изнывающих от жажды врагов у колодца, в котором нет воды) - это идея Иосифа Прута и Михаила Ромма, а не Форда, снявшего "Потерянный патруль".
Кстати, Золтан Корда, режиссер, не скрывал, что в основу сюжета положена советская картина, об этом написано в начальных титрах картины. И вообще, поскольку "Сахару" снимали в годы войны, когда наши страны были союзниками, в этой ленте о русских отозвались очень тепло.
Удивительно, но получилось весьма неплохо. Хотя действие происходит в Африке, снимали на американском континенте. Ну, это понятно, кто же кино-группу в район боевых действий отправит? Но песок был вполне реальный, а актеры, игравший людей разных национальностей, к ним же обычно и принадлежали. Американца Джо Ганна сыграл его земляк Хэмфри Богарт и тут он выглядит весьма неплохо и достаточно убедительно, в отличие от более поздних фильмов, когда алкоголизм актера стал настолько явным, что его уже никаким гримом скрыть нельзя было.
Оззи Бейтса и капитана Ахерна из английской армии сыграли Патрик О’Мур и Джейсон Холлидей, родившиеся в Ирландии. В роли солдата Свободной Франции можно увидеть Луи Мерсье, француза, сделавшего карьеру в США. Немецкий летчик, просто живое воплощение белокурой бестии, - это Курт Кройгер, родившийся в Потсдаме и выросший в Швейцарии. Суданец Тамбул - это чернокожий актер Рекс Ингрэм, а не белый, обмазавшийся гуталином, как нередко бывало в те годы, когда и африканцев и китайцев играли европейцы.
То есть, тут и типажи героев выдержаны, и говорят они на своих языках, в отличие от советских фильмов, в которых вплоть до 1970-х и немцы, и французы, и американцы изъяснялись исключительно на великом и могучем.
Весьма приличный фильм, причем очень не имперский. Здесь врага бьют всем миром, сообща. Кстати, один из героев, француз, еще и в Испании воевал.
Есть ли минусы? Есть.
1. Меня крайне удивило, что солдаты идут по насквозь простреливаемому участку в полный рост, а не ползут.
2. И в "Потерянном патруле" и в "Тринадцати" отважных героев спасает отряд, пришедший на выручку. Здесь солдаты справились сами. Десять человек против пятисот. Знаете, я сказки люблю. Но не про вторую мировую, а, желательно, про Средиземье.
Картинки с сайта https://www.kinopoisk.ru/.