Сейчас будем успокаивать нервы. Хотя – кому как...
Скажите, а вы никогда не задумывались, что мелодия наших с вами "Подмосковных вечеров" (ну, как наших – Василия Соловьёва-Седого) неуловимо похожа на другую знаменитую мелодию?
Нет, ни о каком "плагиате" речь в этой заметке не пойдёт. Так что не надо вертеть пальцем у виска и советовать автору вести здоровый образ жизни. Просто послушайте. То есть, тьфу!.. Почитайте.
Мелодия "Эль Кондор Паса" ("Кондор пролетел") была написана перуанским композитором Мануэлем Аломья Роблесом в 1913 году. Что называется, "по мотивам" народных мелодий жителей перуанских Анд. Ну, как Иван Петрович Ларионов в 1860 году написал "по мотивам" русской народной музыки песню "Калинка-Малинка". Написал для любительского спектакля. Как потом говорили, – "художественной самодеятельности". И получилась всемирно известная песня.
Правда, всемирно известной она стала не благодаря своим достоинствам (несомненным), а благодаря этим людям:
То есть, можно сказать, "случайно". И точно так же "случайно", благодаря совсем другим людям, стала всемирно известной мелодия перуанского композитора. Кстати, точно так же, как И.П. Ларионов свою "Калинку", он написал "Эль кондор паса" для народного спектакля...
У испанцев в XVI веке возник такой жанр музыкально-драматического представления – "сарсуэла". Песни и танцы, чередуемые разговорными диалогами. Исполнялась сарсуэла во время различных праздников, например, на свадьбах. Вот для такой сарсуэлы и была сочинена Роблесом эта мелодия. В 1913 году!
А через полвека её услышал человек по имени Пол Саймон. Услышал тоже случайно: он, американец, оказался за каким-то шутом в Париже, где в то время выступал перуанский народный ансамбль "Lоs Incas" и среди прочего играл эту мелодию. Играл в том виде, который нам сейчас хорошо известен (можете даже не запускать видео, вы это сто раз слышали):
Саймону мелодия понравилась и запомнилась. Он сочинил к ней слова и стал исполнять совместно с певцом Артом Гарфанкелом. (В СССР писали – Гарфункелем. По-моему, прекрасно звучит – "Гарфункель"! Как персонаж детской книжки. А "Гарфанкел" – будто камни во рту ворочаешь.) Получилось так:
То есть "сняли один в один" у "Lоs Incas". Но самое интересное, что у автора мелодии, перуанского композитора Мануэля Аломья Роблеса (вон он ниже на фотографии среди прекрасных перуанок), эта музыка звучала не так!
Хотя узнать нетрудно, конечно. К сожалению, мы не знаем, как звучала во время первых исполнений "Калинка-малинка", зато первое исполнение "Подмосковных вечеров" вот оно:
Давайте так, чтобы не отвечать на вопросы (я на них всё равно не могу отвечать, меня в комментариях на "Дзен" заблокировали), во-первых. Мне "Подмосковные вечера" больше нравятся, потому что роднее. Потому что ровно так они, подмосковные вечера, и звучат в моей душе.
Во-вторых, я не утверждаю, что "Вечера" и "Кондор" похожи "очень", и что безумец тот, кто этого в упор не слышит. Я говорю – неуловимо похожи. (Буду благодарен, если те, кто владеет музыкальной грамотой, подскажут, чем.)
Ну и в-третьих, это ещё не всё. Потому что всю эту историю я вспомнил вот почему. Есть в Южной Америке, по соседству с Перу (и не просто по соседству, они граничат) страна Боливия. А в ней есть (во всяком случае, в начале восьмидесятых был точно) ансамбль, играющий популярные обработки народной музыки, очень похожий на вышеупомянутый "Lоs Incas", называется "Los Kjarkas". И вот двое его участников, некто Улисес и Гонзало Эрмоза, однажды сочинили такую песню:
Ну, я, наверное, не буду спрашивать, что она вам напоминает. Мне она напоминает очередь за водкой по талонам (на свадьбу брал). В зелёных "евробутылках".
Бу, извините, э. Как-то я то время "не очень". Ну, а потом опять вмешался Париж: француз Оливье Ламот песенку услышал, собрал (чуть ли не специально для её исполнения) группу "Каома", та спела (вернее, сплясала, а пела женщина по имени Лоалва Браз) и понеслось... Сергей Газманов, Олег Минаев, ваучеры... Вот не сиделось же!
P.S.
Нет, это невозможно... (Прочитал комментарии.) Товарищи! Ещё раз: мелодия "Эль кондор паса" стала широко известна благодаря дуэту Саймона и Гарфункеля в шестидесятые годы. В шестидесятые! А песня "Подмосковные вечера" написана композитором Соловьёвым-Седым в 1956 году! Ни о каких "заимствованиях" и "влияниях" речи идти не может уже хотя бы поэтому!
Не надо всюду искать воров и тех, кто ищет воров, у нас же тут не кабинет министров, ну честное слово!..
И отвечаю на вопрос Галины Б.: не знаю, за что, не интересовался. Поинтересуюсь – так и канал удалят. Виноватых без вины не бывает! Это огоньковская кувырколлегия над этим мудрым изречением ржёт, а человек совестливый, близкий к идеальному (вроде меня) принимает безоговорочно!
Читайте также:
Санни и Хафанана! Две песни, которые мы любили, но не понимали
А также слушайте:
Параллельный мир или обман зрения? Удивительный клип группы АББА