АВА-специалист — это специалист, который владеет знаниями в области прикладного анализа поведения. Знает о законах поведения, методиках его изменения и умеет применять эти знания на практике.
❗Подразумевается, что знает, умеет и применяет.
Гарантии
Для того, чтобы хоть как-то эти знания и умения можно было подтвердить, существует процесс сертификации АВА-специалистов. Состоит он из курсов, тренингов, подтверждённых часов супервизируемой практики и самих часов супервизий.
Гарантирует ли всё вышеперечисленное качество предоставляемых специалистом услуг? ❌ Нет!
Можно ли встретить сертифицированного специалиста, который работает НЕдобросовестно? Можно!
Можно ли встретить НЕсертифицированного специалиста, работающего добросовестно? Тоже можно!
Этика АВА-специалистов
У АВА-специалистов есть кодекс этики. Но они на нём не клянутся. Присягу не дают. Санкций за нарушение пунктов этого кодекса не имеют.
В России пока так. В других странах по другому.
Поэтому вопрос понимания родителями (заинтересованными лицами) того, какого качества услугу они получают, имеет важное значение.
Попробую пройтись по критериям: что такое хорошо, а что такое плохо.
Признаки хорошей АВА-услуги
- Командная работа. Родители — это часть команды. Вся команда ориентируется на запросы родителей и их оценку происходящих изменений.
- Постоянно ведётся сбор и анализ данных по заранее оговоренным критериям: это могут быть данные о предпочтениях ребёнка, продвижения по формированию навыков, количества нежелательного поведения (НП) и пр.
- Ребёнка хвалят, поощряют, прислушиваются к тому, что он пытается донести своим поведением.
- Ребёнок явно рад занятиям. Могут быть вспышки нежелательного поведения, но это скорее исключение, чем правило.
- У команды есть наставник. Каждые две-четыре недели проходят встречи с куратором поведенческих программ и/или супервизором для решения текущих вопросов и получения рекомендаций по дальнейшей работе. Встречи могут проходить и чаще, если есть потребность.
- Ведутся видеозаписи занятий.
Признаки плохой АВА-услуги
- Нет командной работы.
- Родители не допускаются на занятия с ребёнком.
- По окончанию занятия родителям коротенько на словах рассказывают о том, как это занятие прошло.
- Не ведётся видеозапись занятий.
- Не ведётся сбор данных.
- Встречи с наставником либо не предусмотрены совсем, либо родители на эти встречи не допускаются.
- Ребёнок регулярно во время занятия демонстрирует нежелательное поведение (НП).
- АВА-специалист регулярно во время занятия использует реактивные методы коррекции НП: гашение, отрицательное и/или положительное наказание.
Почему я пишу, что АВА-специалист это страшный человек? Потому что своими некорректными действиями он может нанести вред и ребёнку, и его семье, пользуясь тем, что понимания, как должно быть правильно, среди родителей ещё не так много.
Поэтому я за распространение знаний об АВА и способствую этому, как могу.
Давайте проводить эту работу вместе. Ваши лайки и комментарии очень помогут расширить аудиторию читателей канала, вдруг для кого-то из них эта информация будет иметь значение 👍
Как должно выглядеть поведенческое вмешательство
#прикладнойанализповедения #ава-терапия