Есть в IT-индустрии такая система сопровождения программного обеспечения как DevOps. Основная идея этого подхода состоит в тесной работе разработчиков программ и специалистов по их администрированию. Результатом такой интеграции становится выпуск программного продукта высокого качества, которое может стабильно работать на разных устройствах и при этом регулярно обновляться.
Замкнутая последовательность процессов DevOps, на мой взгляд, лучше всего отражает суть командной работы при осуществлении поведенческого вмешательства. В этой статье постараюсь кратко описать этапы вмешательства и их распределение среди участников команды.
Это канал про поведение. Разбираюсь с тем как оно устроено благодаря науке Прикладной анализ поведения (АВА) и опыту использования полученных знаний в воспитании сына с аутизмом, повседневной жизни и менеджменте.
Начало
В начале любого поведенческого вмешательства будет находиться запрос. Запрос поведенческому специалисту от родителей/законных представителей или самого клиента, в случае, если он может совмещать эту роль с ролью заинтересованного лица.
Не забываем, что под клиентом в АВА подразумевается не тот, кто платит, а тот, в отношении кого будет проводиться вмешательство.
Следующей ступенькой на этом этапе будет интервью/беседа, в которой вы изложите суть проблемы. Возможно, вам предложат заполнить тот или иной опросник. Обсудите наличие имеющихся ресурсов и с той, и с другой стороны. Услышите от специалиста его предложение по проведению вмешательства. Договоритесь о возможности проведения совместной работы. Дадите письменное информированное согласие на проведение поведенческого вмешательства.
На этом этапе поведенческий специалист, к которому вы обратились, может быть любой квалификации: Инструктор, Куратор, Супервизор. В зависимости от содержания запроса и имеющихся ресурсов поведенческий специалист даст рекомендацию относительно привлечения к работе дополнительных специалистов. В данном случае важно лишь помнить, что АВА-инструктор или АВА-терапист не имеет права проводить вмешательство без привлечения специалиста более высокой квалификации: Куратора или Супервизора.
Завершает этот этап определение приоритетного целевого поведения, в отношении которого будет проводиться вмешательство, его описание и показатели измерения. Напомню, что прикладной анализ поведения (АВА) это естественнонаучная дисциплина, поэтому поведение должно обязательно измеряться.
Сбор данных
После того как поведению дали чёткое описание и определили каким образом его будут измерять переходят к сбору данных. Существуют разные варианты сбора данных. Как правило, это чек-листы или специальные таблицы.
Осуществлять сбор данных может кто угодно. В первую очередь это должен быть тот, кто имеет возможность это поведение наблюдать на том или ином отрезке времени.
Относиться к этой процедуре следует максимально ответственно. Должна быть возможность зафиксировать поведение вскоре после его демонстрации, а не как-нибудь навскидку вечерком. Так делать нельзя. Собранные данные передаются специалисту в оговоренные заранее сроки.
К этому же этапу относится тестирование навыков Клиента. Особенно это актуально при работе с детьми, имеющими особенности развития. Основной задачей тестирования является определение начального уровня навыков ребёнка и его сравнение с уровнем развития навыков у нормативно-развивающихся сверстников. Инструментов тестирования множество. Подробнее о них буду писать в отдельных публикациях.
Анализ
Для более наглядного отображения собранных данных в АВА используют графики разных типов.
Специалисту, который выбрал для себя путь профессионального развития в прикладном анализе поведения, придётся подружиться с такими программами визуализации и анализа данных на основе электронных таблиц, как Excel и т.п. Существуют программные продукты, разработанные для поведенческих специалистов, которые позволяют сразу и отмечать, и анализировать собранные данные, но чаще всего используют Excel или Google Таблицы.
С помощью графиков можно объективно оценить эффективность поведенческого вмешательства и исходя из результатов принимать решения о дальнейших действиях.
На этом этапе вмешательства может работать специалист уровня АВА-инструктор, если он прошёл необходимое обучение и владеет соответствующими навыками, но чаще всего это будет Куратор или Супервизор.
Планирование
После анализа данных подбираются варианты поведенческого вмешательства. Вариантов вмешательства множество. У каждого есть свои показания и ограничения. Поэтому, чтобы работать на данном этапе необходимо, как минимум, владеть мат. частью, а ещё лучше иметь солидный опыт их применения.
Будет ли это АВА-инструктор, если он имеет достаточные знания и опыт, или Куратор, владеющий ими наверняка, однако считаю полезным на данном этапе привлекать к работе специалиста уровня Супервизор, потому что это может помочь избежать лишних трудозатрат по дальнейшему переделыванию уже подготовленной программы.
Разработка
Определившись с методиками необходимо составить программу, в которой должны быть прописаны:
- Цели вмешательства
- Анализ имеющихся данных
- Выбранные методы вмешательства
- Подробный протокол работы по каждому методу
- Система дальнейшего сбора данных
- Критерии пересмотра программы
По своей сути, данная программа это чёткая инструкция для всех членов команды по тому как будет проводиться вмешательство.
Чаще всего работу по разработке и составлению программы проводят специалисты уровня Куратор.
Проверка
Повторюсь, вариантов поведенческого вмешательства множество и у каждого есть свои показания и ограничения, поэтому использую всем известную фразу:
Имеются противопоказания. Необходимо проконсультироваться со специалистом.
Осуществлять такую проверку может специалист уровня Супервизор.
Если Супервизор привлекался на этапе планирования и уже определил какие методы вмешательства будет целесообразно использовать, всё равно не лишним будет передать ему на проверку и готовую программу. Поверьте, там могут быть нюансы, подлежащие с его стороны корректировке.
Подготовка
Технический этап, который необходим для того чтобы приступить к реализации программы. Заказывается или создаётся своими силами необходимый инструментарий, который планируется использовать в работе: от блокнотов и карандашей до специально изготовленных визуальных материалов. Всё, что понадобится должно быть прописано в программе. На этом же этапе, в случае необходимости, проводится предварительное обучение тех, кто будет участвовать в реализации программы.
Работа распределяется между членами команды в соответствии с договорённостями между ними.
От качества подготовки зависит на сколько успешно получится реализовать программу.
Реализация
Работа по программе непосредственно с Клиентом. Чаще всего на этом этапе работают АВА-инструкторы, но эту роль могут выполнять также и родители, и смежные специалисты, и даже сам Клиент. Важно, чтобы проводимая работа отслеживалась Куратором или Супервизором, особенно в самом начале, тогда можно будет получить оперативную оценку корректности её выполнения и рекомендации.
Следующий цикл
Завершив первый цикл работ по вмешательству мы опять переходим к этапу Сбор данных и далее двигаемся в той же последовательности до тех пор пока не достигнем всех желаемых результатов.
Как видите, поведенческое вмешательство это большая кропотливая работа. Научный подход, много знаний и труда, и никакой магии.
Надеюсь, было полезно.
Подробнее о том, кто такие поведенческие (АВА) специалисты:
Подробнее о том, что за АВА-терапия:
Любая активность на канале приветствуется и помогает расширять аудиторию его читателей. Вдруг для кого-то из них эта информация будет иметь решающее значение.
#ава-терапия #аутизм #воспитание и развитие #наука и образование #родители и дети #поведенческие специалисты