Изобретение романа настоящего времени является литературным событием, значение которого находится в одном ряду с открытием перспективы живописи. От первых презенсных романов, построенных на внутренних монологах и авангардной фактографии, до «нового романа» и исторических романов Томаса Пинчона, Клода Симона и Марселя Байера само развитие жанра настоящего времени меняло условия вымышленного повествования вопреки его многовековому развитию, вместе с нашими представлентями о времени в философии и лингвистике.
Краткий обзор главы
В первой главе — «Презенсный роман» — представлена история изобретения форм, приведших к возникновению романа, пишущегося в настоящем времени. При этом речь, в первую очередь, идёт о том, чтобы развернуть исторический фон повествования в претерите, когда фикциональное настоящее возникает благодаря «онастоящиванию» истории (мыслимой как прошедшая).
На этом фоне видны проблемы, которые ставятся перед презенсом как наиболее распространенным грамматическим временем, постепенно складывающимся в модернизме (Роберт Вальзар, Андрей Белый, Вирджиния Вулф, Уильям Фолкнер).
Прежде всего трудности вызывает интеграция нарративных планов в настоящее, где мы должны иметь место в как переживание, так и повествование о нем. То, что невозможно одновременно передать и рассказать, приводит к новому типу координации вымышленных и фактических слоев повествования: мнимо антинарративный презенс упраздняет апорию одновременного переживания и повествования (апория одновременности), которая до сих пор использовалась для легитимации ретроспективности повествования.
Переживание и повествование становится парадоксальным образом одновременными.
Аванесян А , Хеннинг А. / Пер. с нем. Б.М. Скуратова; ред. П. Ханова. М.: РГГУ, 2014. 320 с.
396 ₽
Книгу можно приобрести в Книги, кофе и другие измерения