Автором этого богословского трактата является митрополит Киевский и всея Руси Иларион - первый русский глава РПЦ. "Слово о законе и благодати", по сути, первое проявление русской политической мысли и первое произведение русской литературы как таковой, основывается на византийской литературной традиции, что есть проявление тогдашних тенденций по интеграции Руси в христианский мир через Византию. Является памятником эпохи, храня в себе описание всех основных событий, происходящих в тот период: крещение Руси, борьба с язычеством, становление первой русской государственности, которая основана на христианском начале [1].
Исторический контекст
Произведение было написано приблизительно через пол века после крещения Руси князем Владимиром (в промежутке между 1037 и 1050 годами), что находит свое отражение в самом трактате: Иларион подводит итоги христианизации Руси и строит свои предположения о том, что будет с Русью дальше.
Сам Иларион являлся своего рода политическим проектом Ярослава Мудрого, поскольку его избрание на пост митрополита Киевского и всея Руси не было согласовано с патриархом Константинопольским. Этот шаг был принят как продолжение доктрины отстаивания равного статуса Руси в христианском мире, в том числе и с Византией. В военном плане, Русь уже являлась достаточно сильным соперником для Восточной Римской империи, а ее торговое значение позволяло претендовать на равный статус с Византией. На протяжении всей своей жизни, Иларион являлся сторонником Ярослава Мудрого, а так же посвящал князю множественные речи и тексты.
Стремление к политической и религиозной автономии можно назвать главными задачами молодого государства в XI-XIII вв. Это выражается в формировании новой идеологии, которая основывается на эсхатологических размышлениях религиозных мыслителей о месте русского народа на земле, его задачах до второго пришествия Иисуса Христа и форме взаимодействия с "внешним миром" - другими государствами [1].
Основные положения.
Этот трактат является основополагающим для всей русской политической мысли. Его значимость характеризуется тем, что многие из раскрывающихся в нем темы и прогрессивные для своего времени концепции находят свое отражение даже в современной риторике российских политиков. Так, впервые был упомянут "русский мир", который основан не на этническом единстве восточнославянских племен, но на религиозном. Православие становится главным связующим звеном в сложной системе феодального устройства Киевской Руси, состоящей из множества удельных княжеств. Политическая неоднородность Руси есть мина замедленного действия, которая взорвется через несколько десятилетий после смерти Илариона. Но не смотря на политическую раздробленность Руси в веке XII, духовно (идеологически) остается единой.
Концепция "русского мира" станет наглядным примером политической дальновидности Илариона.
Центральной темой слова является рассуждение о роли Иисуса Христа в спасении рода человеческого, которая раскрывается через несколько положений, сформированных Иларионом в тексте [3, стр 2]:
- превосходство Благодати над Законом и «идольской лестью»;
- торжество христианства над иудаизмом и язычеством;
- победа и распространение живительного христианского учения среди бывших язычников, прежде всего – в народе русском;
- похвала князю Владимиру Крестителю и сыну его Ярославу Мудрому, а также прославление рода славных князей киевских, Руси и стольного города Киева.
Весь трактат является отражением стремления найти особый путь для православной Руси. Так, автор впервые в отечественной историографии использует термин "русский народ", наделяя его множеством уникальных черт. Русский народ - народ богоизбранный. Таким образом, митрополит повторяет риторику иудеев, которые верят в богоизбранность еврейского народа. Однако, Иларион противопоставляет русских иудеям, утверждая, что иудаизм изжил себя и должен дать дорогу для нового богоизбранного народа. Доказательная база строится вокруг того, что Иудеи верят лишь в спасение только одного народа - еврейского, в то время, как христианство верит в возможность спасения всего рода человеческого. Русский народ же здесь представляется как народ, который должен спасти неверующих в подвиг Иисуса Христа. Русский народ обязан хранить память об истинной вере и донести ее положения до Второго пришествия Христа.
Так формируется концепция "о законе и благодати". Мысль автора движется от ветхозаветного периода, в который господствовал иудейский закон, к новозаветной истории, когда христианская Благодать распространилась по миру. Автор использует христианскую риторику о том, что пришествие Христа и его искупительная жертва отменили иудейский закон, заменив его благодатью спасения, поэтому иудейская вера стала устаревшей (ветхой) и не должна более исповедоваться. На место ее должно прийти христианство, как истинная вера. Одновременно с этим, происходит постепенный раскол единой христианской церкви. Формируется самостоятельная догматика православной веры, которая в будущем, лишь усилит риторику о "народе-спасителе". Из этого положения вытекает особая роль приверженности традициям, которая свойственна русской политической и философской мысли.
Помимо этого, автор высказывает концепцию "Киев - третий Иерусалим", как столица истинной веры, которая как раз основывается на превосходстве христианства над иудаизмом, и на риторике о спасательной миссии "русского мира". Так, первым Иерусалимом был город на Земле Израильской, второй - Константинополь, а третьим стал Киев. В будущем, это концепция переродится в новой форме "Москва - Третий Рим".
Список литературы
1. Слово о законе и благодати митрополита Илариона // Электронная библиотека ИРЛИ РАН URL: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4868# (дата обращения: 08.06.2023).
2. Лемешко Г.А. Становление историософских идей в Древней Руси: "слово о Законе и Благодати" митрополита Илариона // Культура и цивилизация. 2015. №1.
3. Воробьева С.Н. Религиозно-философская идея "слова о законе и благодати" митрополита Илариона // Вестник ТвГТУ. Серия «Науки об обществе и гуманитарные науки».. 2017. №2.