Что такое мирское счастье – каждый представляет себе по-своему. Кто-то видит счастье в семье и детях, кто-то в творчестве и самореализованности, кто-то в больших деньгах, кто-то в известности и славе…
Список можно продолжать до бесконечности, ибо у каждого будет свое представление о том, как можно быть счастливым в этом мире.
Правда, у всех этих «счастий» есть один недостаток: они тут же заканчиваются вместе со смертью человека, обладателя того или иного счастья.
Впрочем, это было бы еще полбеды. Как правило, любое счастье или заканчивается или приедается еще при этой жизни.
Изменяют и бросают мужья и жены, вырастают и уходят дети (а то и плюют при жизни), забывают внуки… Это по поводу семейного счастья.
Про остальные его виды – и говорить не приходится. Любое такое «счастье» в любой момент может лопнуть как мыльный пузырь.
А что же такое христианское счастье?
Оно по определению должно отличаться от всех видов мирского счастья тем, что не должно «изменять» человеку и не зависеть от его смерти. То есть переходить с ним в вечную жизнь.
По этому поводу высказался святитель Тихон Задонский. О том, что такое христианское счастье он привел три тезиса.
Давайте их рассмотрим.
«Люди, когда что-либо получают по желанию своему, счастливыми называются. Так и христианин счастлив, когда имеет то, чего желает и ищет. Счастливы те люди, которые от работы, или из тюрьмы, или из ссылки, или от плена освободились. Христианин счастлив, когда от грехов, которыми как узами был связан, и от рабства дьявола освободился».
По этому поводу вспоминаются эмоции Достоевского, когда выходил из Омского острога после четырехлетней каторги: «Экая славная минута!». Вот это – счастье!..
Но это счастье Достоевского очень быстро закончилось. Освободившись из каторги, он тут же попал в рабство солдатчины, которое в свою очередь сменилось рабством каторжного литературного труда, рабством игромании, безденежья…
Это хорошая иллюстрация человеческих мытарств по поводу счастья. Из одного рабства – в другое!..
А вот у христианина – раз и навсегда! Освобождение от рабства дьявола! Действительно счастье, ни с чем не сравнимое. И главное без всякой смены формы рабства. Свобода – теперь настоящая свобода!.. Действительно – счастье.
Жаль только, что людям, находящимся в рабстве у дьявола, практически невозможно не только почувствовать, но даже осознать всю безмерность этого счастья. Но тут уж ничего не попишешь.
Второй тезис:
«За счастье почитают многие то, что им удалось врагам своим отомстить. Истинное счастье для христианина – что он врагам своим уступает и не воздает злом за зло. Еще большее счастье – когда их любит и благотворит им. Тогда-то он подлинный сын Небесного Отца, Который повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных (Мф. 5. 44-45).
А с точки зрения мирского счастья – нет большей неудачи и ужаса. Быть оплеванным и осмеянным без всякой надежды на отмщение и воздаяние за зло…
На этом примере хорошо видно отличие мирского счастья от христианского. Разве Христос не был оплеван и осмеян? Разве Бог-Отец не подвергается оплеванию и осмеянию от большинства неверующих людей?
И тем не менее – не воздают за зло. Вот и христианин, если он сможет хотя бы приблизиться к этому состоянию полного «неотмщения», не может не получить великое христианское счастье, ибо уподобляется Христу и Богу.
И третий тезис:
«Счастливыми называются те воины, которые одерживают победу над своими врагами. Воистину счастлив тот христианин, который самого себя побеждает».
Это продолжает тему неотмщения.
Вот с кем нужно бороться и не прощать ни малейшей подлости и гадости. Вот кого нужно бить и добивать без всякой пощады. Вот кого нужно побеждать без всякого сожаления и сострадания…
САМОГО СЕБЯ!..
Разве не счастливы были наши солдаты на развалинах рейхстага? Разве не счастливы и сейчас наши воины, одерживая новые тяжелые победы… Воистину счастливы!..
Так вот и для христианина нет большего счастья – чем победить самого себя. Вот он самый главный твой враг – ты сам.
Ты сам, за которым скрывается сатана вместе с полчищами своих бесов.
Сатана, который впился во все фибры твоего тела и твоей души, цепляется за все их слабости и недостатки, раздувает их болезни и страсти до всесжигающего пламени, накладывает на тебя свое рабское ярмо и погоняет с видом господина и повелителя.
Разве легка победа над ним? Ох, еще как нелегка! Нет более тяжелой и кровавой победы!..
Зато и награда ждет беспримерная – вечное нескончаемое счастье свободы от рабства и жизни со Христом.
Стоит побороться за это христианское счастье! Если мы, конечно, христиане…