Варвара Петровна Тургенева стала прообразом героинь целого ряда произведений своего сына – Ивана Сергеевича. Наиболее ярким примером является барыня из рассказа о дружбе немого крепостного крестьянина Герасима и собачки Му-Му. Почему же образ матери, обычно воспеваемый русскими писателями, трансформировался у Тургенева в жестокую помещицу? Ответ очевиден: именно такой Варвару Петровну знали современники.
Родилась Варвара в дворянской семье. Отец – Лутовинов Пётр Иванович, умер незадолго до рождения дочки. Мать же – Лутовинова (урождённая Лаврова) Екатерина Ивановна, после смерти мужа впала в уныние и отправила девочку на воспитание к тёткам.
К матери Варвара вернулась через 8 лет. Екатерина Ивановна к тому моменту вышла замуж за некого Сомова. В его доме Варвара прожила до 16 лет. Уготована ей была роль «приживалки», которая подвергалась постоянным унижениям, оскорблениям и побоям. Когда же мать девушки умерла, отчим стал проявлять к падчерице недвусмысленный интерес. Это и заставило юную Варвару Петровну бежать из неродного дома. Приют она нашла в Спасском-Лутовиново – у дяди по отцу, Ивана Ивановича Лутовинова.
Не слишком приветливый дядя держал племянницу в строгости, практически в заточении. Однако под его покровительством девушка получила хорошее образование. Перемены же в жизни Варвары Петровны начались в 1813-м. В тот год Иван Иванович скончался, оставив двадцатишестилетней незамужней племяннице огромное состояние. Получила она более 600 тыс. руб. деньгами и более 5000 душ крестьян только в Орловской губернии. К этому прилагались поместья в Курской, Калужской, Тульской и Тамбовской губерниях и огромное количество прочего имущества.
Несмотря на такие богатства, с личной жизнью у Варвары Петровны не заладилось. Считается, что виной тому внешние данные. Красавицей Варвара Петровна, в самом деле, не была, но отпугивал потенциальных женихов скорее ряд черт её характера, а точнее властность и жёсткость. Известен случай, когда возможный жених – Матвей Матвеевич Муромцев (в будущем, в разные годы, вице-губернатор Владимирской, Тамбовской и Саратовской губерний) сбежал от напористой девицы, отвергнув её дорогие подарки.
На четвёртом десятке Варвара Петровна всё же обрела мужа, превратившись из Лутовиновой в Тургеневу. Пару ей составил молодой (на 10 лет моложе избранницы), но бедный офицер – Сергей Николаевич Тургенев.
Возможно, в этом союзе и присутствовали чувства, по крайней мере, со стороны Варвары Петровны. Однако это был типичный брак по расчёту: Сергей Николаевич обрёл богатство, а новоиспечённая г-жа Тургенева – возможность похвастаться молодым и красивым мужем.
Жили супруги в Орле, где появились на свет Иван Сергеевич и его старший брат Николай, а потом перебрались в Спасское-Лутовиново. Счастья же они так и не обрели. Супруг изменял Варваре Петровне, а она ревновала и устраивала «сцены». Между тем, прожили они в браке до самой смерти Сергея Николаевича. Правда, в момент кончины супруга, Варвара Петровна была заграницей и на похороны не изволила приехать.
Сергей Николаевич Тургенев остался единственным мужем орловской помещицы. Но это не говорит о том, что у неё не было других мужчин. Возможно, именно измены мужа подтолкнули Варвару Петровну в объятия как минимум одного любовника – семейного доктора Андрея Евстафьевича Бернса. От этой связи появилась внебрачная дочь Тургеневой – Варвара.
Дочку Варвара Петровна искренне любила. Впрочем, сказать, что мать не испытывала тех же чувств в отношении своих сыновей – нельзя. Красноречиво об этом говорят строки из писем Варвары Николаевны, адресованные уже взрослым сыновьям. Вот что она писала 28 марта 1843 г.: «Мои милые, гнев матери – дым; малейший ветерок, и пронес его. А любовь родительская неограниченна. Сквозь этот дым, как бы он ни ел глаза, надо видеть любовь, которая с колыбели вкоренилась в сердце».
Особенно нежные чувства Варвара Петровна испытывала как раз к Ивану Сергеевичу. Современники рассказывали, что приезд сына в Спасское-Лутовиново превращался в настоящий праздник. В эти дни суровая помещица становилась обычной женщиной, которая не обращает внимания на провинности прислуги.
Однако воспоминания о детстве у Ивана Сергеевича были не слишком радостными. Он не раз упоминал, что его нещадно пороли, часто даже без видимых причин. Мать стремилась контролировать жизнь и уже повзрослевших сыновей. Ей не нравилось, что делали и к чему стремились Николай и Иван, и это только отдаляло братьев от родившей их женщины.
С крепостными Варвара Петровна тем более не церемонилась. Управляла своим хозяйством она жёсткой рукой. Наказывали в доме Тургеневых всех и за всё. Любое нарушение распорядка, введённого барыней, приводило к порке. Провинившихся крестьян часто отправляли на дальние работы, надолго отрывая от семей.
Не обходилось и без причуд. К примеру, управление хозяйством было приравнено к управлению государством. У орловской помещицы была собственная «полиция» и «кабинет министров». Причём последние обязаны были ежедневно приходить к барыне с докладом.
Считается, что жестокую помещицу из Варвары Петровны сделали тяжёлое детство и издеват̅ельства отчима. Получив же богатство, а вместе с ним и власть, она старалась причинить всем ещё большую боль, чем чувствовала в своё время сама. Вероятно, провоцировали такое поведение и любовные похождения мужа. Будучи не в силах что-то изменить, Варвара Петровна срывалась на дворовых и домовых слугах.
Впрочем, порка и причуды Тургеневой, на фоне отношения к крепостным других – менее известных помещиков, были вполне безобидным развлечением. Монстром же в глазах потомков Варвара Петровна стала благодаря отрицательным героиням произведений Ивана Сергеевича. Всем же жалко немого Герасима и собачку Му-Му, а пожалеть богатую, но несчастную женщину с искалеченной судьбой, бывает сложно даже родным детям.