Посередине сарая, на трех табуретках, находился гроб. В гробу, сложив руки на груди, спокойно и умиротворенно, лежала его прабабушка.
- А! А... Баба Клава! - заорал Ник
- Чего орешь? - Открыла глаза старушка.
- А! - Еще сильнее завопил парень и спустился на землю. - Ты зомби?
- Господи, - усаживаясь, проворчала старушка, - Ты что страшилок насмотрелся? Какие зомби? У нас кроме лешего и домовых, никто не водится. - Старушка задумалась. - Ну, может еще, в ночь на Ивана Купалу, русалки пошаливают. Но так, все спокойно.
- Баб Клав, ты живая? Ты не умерла? - Начал приходить в себя парень. - А чего ты в гробу?
- Живая, - успокоила она правнука, - Вот Раиса из санатория вернется, мы посидим денек, а потом, я умру. - Старушка вздохнула. - Муж мой, Сергей Павлович, приходил ко мне. Все мне рассказал. Вот я к нему и собираюсь. Ты не беспокойся, я все собрала. И платье новое, и платочек. Место на кладбище выбрала, возле прадеда твоего. Батюшку на отпевание позвала. В морозильнике мясо лежит, а здесь, - она махнула рукой в сторону угла, - Водка припрятана. В комоде деньги. Ну, Настя все знает. Подскажет вам. Я что не умирала, хотела чтобы дочери меня в последний путь проводили. Теперь, можно. - Она посмотрела на изумленного парня и протянула руку, - Помоги выбраться отсюда. Я вчера залезла примериться, а слезть не смогла. Так и уснула. Хорошо спалось. Удобный гроб.
- Никто не знает когда он умрет, - пробормотал Ник, помогая старушке выбраться.
Баба Клава только хмыкнула и протянула ему корзинку.
- У меня еще одно дело осталось. Надо варенье малиновое сварить. Мать твоя, как-то приезжала, очень ей понравилось мое варенье. Повезешь ей в подарок. Сходи ка ты в лес. Насобирай малины.
- Она у тебя в огороде растет. Да и зачем маме варенье? Она джем в магазине купить может.
- Купить! Купить! Все вам купить! - Проворчала баба Клава. - Лесная ягода ароматная, сладкая. Такое варенье не купишь. Ты Настю с собой возьми и ружьё.
- А ружье зачем? - Оторопел парень.
- Как зачем? - Искренне удивилась старушка. - А если медведь? Он малину очень уважает. Как медведя увидишь, в воздух пальнешь, он и убежит.
Настя и Ник, немного уставшие, подошли к реке и уселись на берегу.
- Красиво здесь у вас! - Восхищенно пробормотал Ник. - Только комары злющие, - он хлопнул себя по лицу, - Никакое средство не справляется.
- Это да, - улыбнулась девушка и растянулась на траве, - Я когда сюда приезжаю, душой отдыхаю.
- И ты очень красивая, и смелая - улыбнулся парень, - Я когда в кустах шорох услышал, подумал все! Медведь! Так испугался. Стою, боюсь пошевелиться. А ты два пальца в рот положила и как свистнешь. Не растерялась. Я так не умею. Научишь?
- Это не медведь, это лось был. - Рассмеялась девушка. - А зачем тебе? В Бостоне это вряд ли пригодится. - Она присела и уставилась на Ника. - Пошли вечером на танцы. Мне подружки обзавидуются. С американцем танцевать буду.
- Пошли, - пожал плечами парень.
Утром, следующего дня, баба Клава, с таинственным видом, позвала правнука.
- Я тебе тайну одну открою, - прошептала она.
- Какую?
- Сокровище я закопала. Как умру, тебе завещаю. Больше некому. Райка бездетная. Один ты у меня.
- Какое сокровище? - Заинтересовался Ник.
- Бесценное! Вот тебе половина плана, - она достала из комода сложенный лист бумаги, - Вторая половина у Насти. Как меня похороните, листы соедините и сокровища выкопайте. А теперь ступай, мне варенье варить надо.
Все оставшиеся дни, до приезда Раисы, Ник пропадал у Насти. Они бегали в лес за грибами, купались в реке, а вечерами долго сидели у костра и пекли картошку. За это время он полюбил странную русскую кухню.
- А ты знаешь, что зарыла бабуля? - Как-то спросил он Настю.
- Нет! - Пожала плечами девушка. - Ее дед или отец, я не помню, у Колчака воевал. В гражданскую. Может какие-нибудь сокровища и припрятал.
- Не может быть!
- Николя, ты в России! У нас все может быть! - рассмеялась Настя.
На следующий день, как приехала Раиса, прабабушка Клава умерла. На похороны пришла вся деревня. Вероника Сергеевна, обнявшись с сестрой, плакали, провожая маму в последний путь. Похоронили ее возле мужа, Сергея Павловича.
Как полагается, на девятый день помянули старушку.
Ник подошел к Насте.
- Когда клад выкапывать будем? - Спросил он девушку. - Нам уезжать скоро надо.
- Пошли завтра, - безразлично ответила Настя.
Утром, прихватив с собой лопаты и сверяясь с планом, молодежь отправилась в лес.
- Николя, это здесь! Вон видишь дерево и река. Надо отсчитать десять шагов на юг, - девушка определила направление, - И можно копать. Знаешь, Николя, это клад твой и твоей семьи. Я к нему не имею никакого отношения. Я не знаю, почему баба Клава вторую половину листа мне дала. - Настя пожала плечами. - Хотя, очень интересно что она там зарыла.
Ник скинул футболку и взялся за работу. Вдруг лопата наткнулась на что-то твердое. Парень удивленно взглянул на Настю.
- Кажется нашел, - неуверенно прошептал парень.
Он встал на колени, руками разгреб землю и достал небольшой предмет, завернутый в целлофановый пакет. Парень задумался.
- Николя, не томи, открывай! Интересно!
Ник осторожно извлек из пакета небольшую, старинную шкатулку. Очень медленно открыл крышку.
- Ничего себе! - Присвистнув, пробормотала девушка. - Действительно, сокровища!
- Это что? - Уставился на нее парень.
- Ты что не понимаешь? Это же фотографии и письма твоей семьи. Вся история! Посмотри, это, наверное, твоя прапрапрабабушка. Смотри, она была из дворян. Видишь, какое на ней платье и украшения. А вот это, - она взяла в руки пачку писем, - Это письма с фронта. Сергей Павлович твоей прабабушке писал. Смотри, одно из Берлина. А это, - девушка взглянула на парня, - Оказывается, баба Клава сидела. Этот документ - ее реабилитация. Смотри 1955 год. Это уже после смерти Сталина.
Ребята вернулись домой и до утра все вместе, всей семьей, рассматривали фотографии, читали письма, слушали воспоминания сестер, пересказы семейных тайн и историй. Плакали и смеялись.
ХХХ
Стамбул встретил Веронику Сергеевну и Ника проливным дождем. Из здания аэропорта выходить не хотелось. За час до объявления рейса на Бостон, Ник взял телефон и набрал Настю.
- Что делаешь? - Спросил парень.
- В Екатеринбург собираюсь, - ответила девушка, - Каникулы закончились. Скоро занятия. Последний курс. А ты где?
- В Турции. Пересадка. - Он немного помолчал. - Жаль что ты не поехала со мной. Я люблю тебя.
- Я тоже. Но мы об этом уже говорили.
- Настя, ты когда в город приедешь?
- Завтра собираюсь. А что?
- Тогда, встречай меня в аэропорту. Посажу бабушку на самолет в Бостон и к тебе!
- А жалеть не будешь?
- Нет! Там ты. Там Родина. Там жила моя русская прабабушка. Встречай! И еще, приготовь для меня, забыл как называется. - Ник задумался. - Ну, салат, разбавленный квасом.
- Окрошка! - Счастливо рассмеялась Настя.
Дорогие читатели, если рассказ понравился, подписывайтесь на канал. Комментируйте, ставьте лайки. Я вас очень люблю. Жду на своем канале. Расскажу много интересного.