Найти тему

Христос озаряет нас всех - как Солнце светит всем нам. Причастие разводит "облака", и чем больше причастия - тем ярче мы видим Христа.

Господь удостоил меня возможностью причаститься 4 дня подряд. При этом 3 причастия совершались непосредственно в Великорецком Крестном Ходу.

Нужно сказать, что по прошествии 4-х дней пребывания в Евхаристии, в Благодарении, в Общении со Христом, и через Христа со многими христианами, привнес в мою жизнь новый опыт. Что-то стронулось во мне, может быть это еще "эффект" от такого для меня первого опыта постоянных в течение 4-х дней причастий, дополненных участием в Крестном Ходе, где постоянно творится молитва, песнопения. А может быть и Нечто иное.

Жаль, что мы не все тут
Жаль, что мы не все тут

Не понимаю, за что? - такое надмирное состояние посылает, дарует мне Господь. На празднике в Великорецком хотелось постоянно улыбаться и как-то особо приветливо разговаривать со всеми. И хотя до этого, постоянная благодать во всех года Крестных ходов нас посещала и посещает, но этот опыт - он совсем качественно иной. И все это я соотношу с тем, о чем уже неоднократно писал, а именно:

  • с четким осознанием необходимости причащения, и что если идти Крестным Ходом, то это имеет смысл при ЕЖЕДНЕВНОМ ПРИЧАЩЕНИИ, что и получилось осуществить. Не осуществить я просто не мог, был даже момент, когда по причине многолюдства не все успевали исповедоваться и подойти к Чаше. Я дерзнул подойти к Чаше без исповеди, ведь причащался день назад как и исповедовался. После причастия уже исповедовался. Батюшка спокойно все воспринял, благословил, отпустил грехи как обычно. Хотя я уже четко не понимал, зачем исповедь, но ради соблюдения требования нашей Русской Православной Церкви хотелось непременно все совершить, даже пусть и после причастия. Также и с последованием ко причастию. По причине невозможности помолиться всеми молитвами, спокойно молился уже после причастия. И тоже это было абсолютно спокойно и внутренне никоим образом не смущало.
  • с исповедованием Христа при первой же возможности. Случайное знакомство с женщиной в крестном ходу и перевод разговора на Христа, а также упоминание именно Христа, а не просто Бога в разговоре с другом - непременно мне казалось благотворно отзывалось в моем сердце.
  • с осознанием, что Христос - глава земной и небесной Церкви. И что даже если Крестный Ход совершается Николаю Угоднику, первая молитва - это Христу, первая слава и первое похваление и первая мольба - только ко Христу. Так сохраняется Небесная Иерархия, и становится понятным то, что мы ведь причащаемся Христом, все получаем от Христа. Так почему же мы тогда так много просим у Святителя Николая?

Последний факт во время крестного хода доставил мне немало мучительных мыслей, я совсем не знал как с ними быть. Я чувствовал некое одиночество и греховность таких мыслей, ибо тысячи людей взывают именно к Николаю Чудотворцу, а я иду и мыслю что-то свое. Но сердце свое в молитве, в Иисусовой молитве, самой обычной по четкам, возношу ко Христу. Часто даже просто механически. Но когда Господь даровал момент подойти к иконе Николая Чудотворца, с которой идет ход, изо всего сердца у меня вылились слова "Прости, меня, отче Николае!". И каким-то очень теплым чувством отозвалось сердце на это "Прости".

И после этого все смущения прошли и в сердце приходило только одно: "Этот народ - святой". И я часть этого народа, Святой Руси. Вот Она - здесь, идет, молится, я даже как бы не достоин быть ее частью, но я ее часть, и не часть - Она - святая, а я даже не пойми что, но тоже часть. И эти чувства выливались в радостную любовь ко всем людям, простота сердечная и приветливость необычайная просто пронизывали всего меня. Много было знакомых и друзей. И всех хотелось обнимать и целовать. Столько прекрасных лиц довелось мне увидеть! Поистине прекрасных, надмирных, святых!

И мне не хотелось отрывать рук своих от четок! Казалось, что положи я четки в карман, что так случалось, что я как становлюсь голым. А перебирая четки, с каждым камушком четок - как будто я вновь и вновь соприкасался со Христом, и напоминал себе о Христе, о причастии.

И это желание продолжается во мне спустя сутки уже вне хода. Жажда Христа, молитвы ко Христу по четкам сохраняются, как и глубокое тихое состояние духа. Настолько молчаливое и спокойное, и с ощущением близости Бога, что как бы время останавливается. И я несколько раз на дню переспрашиваю своих близких: а какой сегодня день недели?

Когда припадая в молитве или даже к разговору с Николаем Чудотворцем, я получил некое облегчение и благодать, некая четкая мысль посетила меня. О чем ниже постараюсь написать.

Я видел, как проходя в Великорецком крестном ходе, батюшки изливали Святую Воду на людей. Как мгновенно озарялась от радости душа. Батюшка один кропил людей и говорил: Благодать Святого духа! Благодать Святого Духа!

Эта благодать Святого Духа - совсем иная благодать, чем благодать от причастия и от ощущения соприсутствия Божия. Она - быстрая, и она - абсолютно всем. Полей нас кого при жаре из шланга - оторопь. А тут такая совершенная радость, что вопли восторга слышны ото всех людей и сам не можешь сдержать его. Но это и быстро проходит.

А вот ощущение Христа после причастия - совсем иное.

И вот мысль, которая посетила меня после лобзания иконы Николая Чудотворца и прошения о прощении меня, который как бы не воздал чести Николаю, а все молился Христу, была такая:

Этот народ, наш русский народ, мы все - имеет такую сильную веру, что ему куда укажут - он в то и будет верить. Неосознанно народ Святой Руси, мы все - верим во Христа. Но умом не знаем этого. Нам говорят - крестный ход, Николай Чудотворец. Мы всю свою силу веры - изливаем на Николая Чудотворца. Но в корне - это вера во Христа, неосознанная. Жажда Христа.

Эту же жажду во Христа утоляют многими другими способами, в том числе и винопитием. Не напоен наш народ Христом! Имея Христа в сердце, не указуют ему, не объясняют - что все это Христос, и что все это - от Христа. Нужна постоянная и яркая проповедь Христова, чтобы направить эту энергию в нужное русло. Только ко Христу! Когда внутренний и наружный вектор духовного стремления совпадет - происходит воплощение Царствия Божьего. И не только для Святой Руси, но и для всех. Но у нас оно выражено в большей степени.

Мы постоянно пребываем со Христом, но не понимаем этого. И эта жажда Христа выливается в страсти, во всевозможные, и в самые безобразные. Но изначально - это жажда по Христу.

Этот народ - святой. Я смотрел на людей в крестном ходу и одна эта мысль восхищала меня. Я восторгался этими лицами, этими прекрасными лицами прекрасных людей! И все время перебирал четки, и даже не в такт перебирания четок молился, но это уже как бы было неважно, потому что молитва как бы уже не осознавалась словесной, а какой-то иной. Удерживать внимание на Христе, и со-пребывать со Христом было не трудно, а как бы естественно - настолько же как и дышать.

Вот таким удивительным опытом вознаградил нас Господь. И семья моя была со мной какое-то время, пусть и не вся. И разговоры о Христе стали настолько же естественным и постоянным в семье - что , наверное, это лучшее - что могут слышать наши дети - не празднословие, как стать умным, чтобы быть богатым, а просто - о Христе.

Мысли гордости, тщеславия, осуждения постоянно как бы толи пребывали со мной, толи в какой-то момент я подумал - ну что делать - вот это наша падшая природа, вот она видна четко и неприкрыто: любая моя мысль стремиться к тому, чтобы стать богом. Это же то, чем соблазняет сатана Адама и Еву и всех нас постоянно. В своей экстремуме - быть первым, быть богом, заменить собой Бога. Это именно то, на чем соблазнился денница, и это то, чем он соблазняет всех нас - будете как боги.

Помоги нам Господи, Иисусе Христе, бороться с этой нашей падшей природой и давить ее в себе, в зародыше, видеть ее и не давать ей пищи. Все хорошее что может быть в нас иногда случающееся - относить ко Господу, а все плохое - к этой падшей природе. Сокрушаться о ней, но не унывать, радоваться о Господе, Хвалить Господа и пребывать в спокойствии духа, ибо Господь всех нас спас! Господь уже в нас! Христос уже в нас!

Весь Христос - во причастии! И это настолько же естественно, обычно и нормально для нас христиан - как солнце, которое светит на нас всех, всегда. Даже если есть облака - Солнце-Христос светит. Солнце-Христос есть в нас, и причастие просто разводит эти "облака" и мы начинаем видеть Христа и чувствовать Христа в себе и в других людях, даже если люди этого не видят. Это и есть любовь. Везде - любовь, везде - Христос.

И тем более и отчетливее становятся очевидным и крайне необходимыми требования и правила Отцов Церкви - постоянно причащаться, и при том часто!

Нельзя по большому счету ни молиться, ни поститься, ни делать добрые дела, ни читать духовные книги - без Христа, без причастия. Потому что только через Христа, и Христом у нас отверзаются очи, сердце начинает видеть духовными очами все то, что было написано в молитвах и в Библии. В противном случае - это становится сухим и безжизненным богословием, философией, которая ко спасению не ведет. А со временем плоды такой философии и богословия приобретают очевидные и очень горькие формы - надменности, гордости, духовной слепоты.

Господь Наш Иисус Христос настолько любит всех людей, что Он не оказал чести только маленькой части евреев во время Своей проповеди. Господь Наш Иисус Христос пришел ко всем нам. Как апостолы имели возможность быть со Христом, касаться и беседовать с Ним, так и у нас равные возможности с людьми того времени. И этот фактор Бога, фактор Христа, Живого Бога, который присутствует в нашей жизни, покрывает все вопросы духовной жизни, ответы на которые мы пытаемся найти у святых отцов. Нужна просто вера, нужно просто рассуждение. размышление о том, что ВЕСЬ ХРИСТОС - ВО ПРИЧАСТИИ!