2 апреля 2012 года ATR 72-201 авиакомпании UTair выполнял рейс по маршруту Тюмень—Сургут. На его борту было 39 пассажиров и 4 члена экипажа.
Самолёт взлетал в плотной облачности при температуре воздуха −1 °C. На высоте 182 метра командир включил автопилот. Четыре секунды спустя были убраны закрылки. После уборки закрылков на высоте 210 метров борт самопроизвольно начал крениться вправо. За три секунды угол крена достиг около 40°. КВС отключил автопилот и экипаж устранил крен. Затем самолёт внезапно опять накренился, теперь уже влево на 50°. Несмотря на полное отклонение элеронов, пилоты парировать этот крен не смогли. ATR 72 перешёл в сваливание и понёсся вниз.
Привожу расшифровку записей чёрного ящика (2п - второй пилот, КВС - командир, Э - кто-то из членов экипажа, GPWS - Система предупреждения опасного сближения с землёй):
2П: У…ух ты.
КВС: Это чё такое?
2П: Чё за тряска?
КВС: Autopilot disengage. — Автопилот отключён
GPWS: DON'T SINK. — НЕ СНИЖАТЬСЯ
2П: Тихо, чё такое?
КВС: Доложи ему.
GPWS: DON'T SINK.
2П: Чё доложить-то, бл…ь?
2П: Чё за отказ-то?
КВС: Не понял я.
2П: Ё… т…ю мать.
КВС: ЮТР 120-й, падаем!!
Э: А…ах!!
Конец записи.
Через 1 минуту и 37 секунд после взлёта самолёт рухнул на землю в полутора километрах от аэропорта. От удара он разрушился и частично сгорел. Непосредственно в катастрофе погибли все 4 члена экипажа и 27 пассажиров. Выжившие получили серьёзные ранения и были госпитализированы. Через несколько дней после катастрофы двое из них скончались.
Расследование установило, что что предполетный осмотр самолета КВС осуществлял бегло. Командир решил взлетать без проведения противообледенительной обработки при наличии на поверхности самолёта снега и льда, что было обнаружено экипажем при рулении. Это привело к ухудшению аэродинамических характеристик самолёта и его сваливанию при наборе высоты. При этом экипаж не смог распознать сваливание и принять необходимые меры для вывода самолёта из него.
Системной причиной происшествия стали недостатки в организации наземного обслуживания воздушных судов и подготовке персонала со стороны технической службы. Всё это привело к неправильной оценке командиром и механиком состояния поверхности воздушного судна после его длительного пребывания на земле в условиях интенсивного наземного обледенения и вылету без проведения противооблеленительной обработки.
По факту катастрофы было возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 263 УК РФ («Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц»). Обвинения были предъявлены начальнику дежурной смены ООО «ЮТэйр-Техник», авиамеханику и заочно командиру воздушного судна.
30 ноября 2015 года Тюменский районный суд признал подсудимых виновными, приговорив начальника дежурной смены и авиамеханика к пяти годам и одному месяцу лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении. В отношении КВС дело было прекращено в связи с его гибелью.
"Расследования авиакатастроф" в Telegram