По данным Всемирной организации здравоохранения, около 15 млн детей ежегодно рождаются недоношенными.
В России – около ста тысяч ежегодно, это порядка шести процентов от всех новорожденных детей. Современные возможности позволяют выхаживать детей с очень низкой массой тела (1000-1499г) и экстремально низкой массой тела (500-999 г). По данным исследователей, среди глубоко недоношенных детей к трем годам жизни имеют нормальные показатели психомоторного и соматического развития – 70%, а 30% – имеют хронические заболевания: у 16% – ДЦП, у 25% – ЗПМР, 15% имеют патологию зрения и слуха. При этом 30% случаев имели сочетанные инвалидизирующие состояния. Почему же так происходит?
Природой предусмотрено, что до 38-40-й недели плод должен развиваться во внутриутробных условиях. Развитие органов и систем, их созревание происходит внутри материнского тела, ребенка окружает водная среда, гравитационные воздействия минимальны, он практически находится в невесомости. Питательные вещества и кислород поступают от мамы. Когда ребенок рождается раньше срока, большинство его органов и систем еще не готовы к полноценной самостоятельной деятельности вне тела матери. Чем меньше срок гестации, тем больше сложностей испытывают все системы и органы ребенка в процессе адаптации к внеутробным условиям. То есть большинство осложнений, возникающих у недоношенных, относится к дисфункции незрелых систем органов.
Надо учитывать, что такие дисфункции затрагивают все системы недоношенного ребенка. В частности, со стороны ЦНС это довольно часто встречающиеся у недоношенных детей внутрижелудочковое кровоизлияние (ВЖК) и перивентрикулярная лейкомаляция (ПВЛ). Околожелудочковые зоны мозга крайне важны для нас, так как там находятся основные проводники сигналов от мозга к мышцам. Незрелость и повреждение ЦНС, а также незрелость аутохтонной мускулатуры (которая созревает к 34-й неделе гестации) может привести к тому, что недоношенный ребенок не сможет правильно адаптироваться к внеутробным условиям и будет иметь проблемы с двигательным развитием.
В момент родов происходит «ввинчивание» ребенка в родовые пути.
Это ротационное движение тела и частей тела друг относительно друга – очень важный этап: впервые активизируется аутохтонная мускулатура (мышцы-ротаторы позвоночника). Эти мышцы маленькие, перекидываются через один, два, семь позвонков, но именно они позволяют нам сохранять позу (лежа, стоя, сидя). Еще аутохтонной мускулатуре принадлежит главенствующая роль в обеспечении сложнокоординированных движений кистей и стоп. Особенность этих мышц в том, что мы не можем «накачать» их в отличии от поверхностной мускулатуры, стимулируют их работу только ротационные движения. Ни одного прямолинейного движения наше тело не совершает. Мы все двигаемся в диагональных паттернах, и все движения имеют ротационный компонент. В момент родов также происходит запуск правильных паттернов движений конечностей. Получается, что у недоношенных детей из-за малых размеров и веса, как и у рожденных путем кесарева сечения, этой активизации должным образом не происходит, что может приводить к нарушениям в моторном развитии.
Сразу после рождения ребенок начинает испытывать действие силы тяжести.
Как считают современные кинезиологи, стимулом физического развития являются две вещи: сила гравитации и любопытство. Попадая под действия гравитации, новорожденный вынужден реагировать на новые условия среды. Ответ определенным образом на воздействие силы тяжести называется постуральным реагированием. В основе постурального реагирования лежит очень тонкий врожденный механизм, основанный на работе двигательных и чувствительных механизмов по принципу обратной связи. Огромное количество проприорецепторов в мышцах и связках постоянно «докладывает» в ЦНС о положении тела. В ответ поступают команды к мышцам – какой расслабиться, какой напрячься и опять «отчет» несется в ЦНС, и т.д. Это очень тонкая регуляция взаимодействия всех мышц тела обеспечивает удержание позы и дает возможность сделать скоординированное движение. Например, в положении лежа на животе для подъема головы вверх не нужны очень сильные мышцы шеи. Необходимо распределить мышечную работу так, чтобы опора приходилась не на голову, а на область таза, а конкретно – на симфиз. Возможность принять такую позу обеспечивает подъем головы вверх в ответ на какую-нибудь зрительную стимуляцию. Новорожденный ребенок, поза которого на животе подобна позе животного, не может поднять голову ровно до тех пор, пока не перенесет вес к тазу и не сделает его противовесом голове. Поэтому совершенно бесполезно тренировать силу мышц шеи и спины, надо помочь ребенку обрести способность уравновешивать части тела в пространстве.
В норме наши движения происходят автоматически, неосознанно. Мы не контролируем каждое свое движение. Это является следствием реализованной программы моторного развития. Рудольф Магнус еще 100 лет назад сказал: «Каждое точное движение начинается позой и заканчивается позой. Больше того, поза следует за движением, как тень».
«Как считают современные кинезиологи, стимулом физического развития являются две вещи: сила гравитации и любопытство».
Постуральный онтогенез человека – это развитие автоматических положений, которые человек принимает с учетом действия силы тяжести, начиная с рождения и до момента, когда достигнута специфическая человеческая постура (поза), окончательно формирующаяся к трем годам.
Почему так важен первый год жизни ребенка?
Потому что вся двигательная активность, которую развивает ребенок в это время (удержание головы, пересечение рукой средней линии тела, переворот, ходьба на четвереньках, сидение), есть ничто иное, как только подготовка к вертикализации. При этом каждый успешно и своевременно пройденный этап является базой для последующего. Посмотрите на животных: у большинства из них возможность двигаться как взрослая особь проявляется практически с рождения, и только у человека это занимает как минимум год. В первый год жизни происходит такое лавинообразное развитие нервных связей в двигательных зонах мозгах, какого потом не будет за всю жизнь.
Моторное развитие человека генетически предопределено.
Знания о постуральном реагировании заложено в нас с момента зачатия. Этого же касается и «программы вертикализации» (в кинезиологии программы выпрямления). Нельзя обойти вниманием сам механизм выпрямления. Вспомните, как вы переходите из положения лежа «на животе» в вертикальное: заводите руку за среднюю линию тела, поворачиваетесь на бок, опираетесь на один локоть, затем на оба, встаете на четвереньки, колени, выносите ногу и, наконец, встаете на ноги. Вы повторили в точности все этапы вертикализации (выпрямления), которые проходит ребенок на первом году жизни. Используя врожденный механизм выпрямления, ребенок учится дифференцировать и контролировать движения в разных суставах и сочетать их для реакции целенаправленного движения.
В 1940 году был проведен эксперимент: одну группу младенцев с 4 до 14 месяцев туго пеленали, а другой группе детей позволяли свободно двигаться. Результат был неожиданный: дети из первой группы свободно пошли в возрасте 14,9 мес., а из второй – в 15 мес. Получается, что ограничение возможности реализовать программу вертикализации не повлияло на развитие детей из первой группы.
Для правильной реализации заложенной программы моторного развития ребенку необходима мотивация (любопытство). Ведь движение – это только средство для достижения желаемого: повернуть голову на голос мамы; увидев ее лицо, рассмотреть и потрогать. Общение с окружающим миром, любознательность заставляют использовать врожденные двигательные программы на сто процентов. Поэтому, когда у ребенка есть нарушения зрения или слуха, когнитивные расстройства, мы наблюдаем, что имея все нормальные моторные навыки, такой ребенок отстает в своем двигательном развитии.
При нарушенном развитии проблема может возникнуть на уровне любой из 4 составляющих процесса моторного онтогенеза: невозможность воспользоваться заложенными программами постурального реагирования и выпрямления, невозможность приобрести способность контролировать целенаправленные движения или нарушение мотивации. В таком случае ребенку необходима помощь специалиста. В арсенале современной кинезиотерапии есть методики, позволяющие успешно использовать знания о постуральном развитии ребенка. Одна из методик, которая апеллирует к врожденным моторным рефлексам – это терапия по методу В. Войта. С помощью этой терапии запускается врожденный глобальный паттерн движения. При определенной стимуляции младенец из группы риска получает доступ к этой врожденной программе движения и начинает ее реализовывать. А повторение закрепляет данный эффект. Необходимо сказать, что этот глобальный моторный паттерн содержит в себе все необходимые движения, которые присутствуют в движениях любого ребенка без патологии ЦНС на первом году жизни.
«Ожидание – потеря времени, в результате которой мало того, что не происходит развития навыков ребенка, но и закрепляются патологические адаптации, результат которых в дальнейшем может формироваться в картину ДЦП».
Не все методы помощи являются медицинским воздействием.
Например, метод Фельденкрайза – это метод обучения, который строится на тех же основах. Невозможность осуществления ребенком с поврежденной нервной системой очень простых и правильных движений новорожденного приводит к тому, что малыш много раз повторяет и закрепляет патологические движения. Метод Фельденкрайза обогащает двигательный репертуар ребенка благодаря поиску и повторению таких вариантов движений, которые самому ребенку совершить невозможно.
В заключении необходимо сказать следующее. Во время приема часто приходится слышать от родителей недоношенных детей одни и те же слова: «нам говорили, ваш ребенок отстает в развитии, потому что он родился недоношенным, дорастет, догонит, у него свой путь развития». В итоге это ожидание приводит к потере времени, в результате которой мало того, что не происходит развития навыков ребенка, но и закрепляются патологические адаптации, результат которых в дальнейшем может формироваться в картину ДЦП. Своевременное обращение к специалистам дает возможность оценить реальность рисков развития у недоношенного ребенка, а также подобрать наиболее приемлемые способы помощи и обучить им родителей. Так как только систематическое повторение может дать наибольший эффект, мама должна стать самым главным «специалистом широкого профиля» для своего малыша, активно участвуя в тех программах, которые разработали и которым ее обучили специалисты - кинезиологи, дефектологи, нейропсихологи. Последовательность, систематическое повторение и целеустремленность – это именно та программа, благодаря которой маленький человек осознает: «Я – МОГУ!»
Пестрова Татьяна Ивановна
Окончила ГЦОЛИФК по специальности инструктор-методист ЛФК. С 1995 года работала в Российской детской клинической больнице под руководством профессора О.Лайшевой. Одной из первых в России стала обучаться эффективным зарубежным методикам – Войта-терапии, методу PNF, микромануальной терапии. С 2011-го руководитель реабилитационно-медицинского центра «Галилео» в Москве.
Ковалева Мария Юрьевна
Врач-реабилитолог высшей категории. Окончила РГМУ имени Н.И.Пирогова (педиатрия, лечебная физкультура и спортивная медицина). Специалист по Войта-терапии, методу PNF, Бобат-терапии и методу Фельденкрайза, также проходила обучение по курсу микрокинезиотерапии. Стаж работы – 25 лет. С 2013 года – в реабилитационно- медицинском центре «Галилео».
Подпишитесь на канал журнала "Я Могу" и получайте больше полезной информации