Власти северной провинции КНР Хэйлунцзян, не имеющей собственного выхода к морю, выступили с инициативой по созданию совместного с Хабаровским краем водного транспортного коридора с использованием портов в Николаевск-на-Амуре и Комсомольске. Что касается последнего, то его инфраструктуру планируется восстановить до 2026 года, в чем непосредственно заинтересованы и китайцы.
Возрождение этого объекта стало возможным, благодаря повороту экономики на Восток. Еще в конце 1980-х ежегодный грузооборот здесь составлял 32 млн тонн. При этом оснащение порта было на самом высоком уровне. Однако после распада СССР в течение шести лет объем перевозок через порт упал в пять раз, сам же объект со временем пришел в плачевное состояние.
В начале 2023-го в Министерстве Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики сообщили о проекте по восстановлению инфраструктуры, что наилучшим образом отразится на развитии речного судоходства по Амуру и даст возможность выхода на северо-восточные регионы Поднебесной, представители которой в мае текущего года осмотрели объекты в Комсомольске и Николаевске.
По итогам визита в Хабаровский край китайцами и было предложено несколько инициатив, включая создание нового водного маршрута «река-море», который позволил бы их судам через упомянутые российские порты выходить в открытое море, следуя далее к южным берегам своей страны или по направлению к другим государствам, включая США, Японию и Канаду. Предполагается, что, согласно международным правилам, владельцы грузов будут оплачивать лоцманскую проводку судов.
В ближайшее время этот вопрос рассмотрят в профильных федеральных ведомствах, которые дадут оценку проекту, и, как ожидается, уже в сентябре 2023-го на Восточном экономическом форуме во Владивостоке сторонами могут быть подписаны первые межправительственные соглашения. В настоящее время КНР продолжает модернизацию глубоководного речного порта Манцзита, расположенного в районе города Фуань, куда смогут заходить суда водоизмещением 5 тыс. тонн.
Река Амур является важнейшей транспортной артерией между Китаем и Дальним Востоком России. Ее протяженность достигает 3 тыс. км, из которых около 2,6 тыс. — государственная граница. Сотрудничество между странами в сфере судоходства по Амуру началось более ста лет назад. Активное же развитие оно получило в 1950-х. Тогда же были заключены соглашения о совместном обслуживании водных путей. Правда, с 1962-го после ухудшения в отношениях Москвы и Пекина, партнерство в этом направлении было приостановлено и возобновилось во второй половине 1970-х. С этого времени оно активно развивается.
В статье использовано изображение с Сайта губернатора и правительства Хабаровского края / khabkrai.ru