Летний день на деревенском кладбище. Похороны. У свежей могилы стоят несколько человек в траурных одеждах со скорбными лицами.
Денис приехал из города на похороны своего друга Артура. Он ошарашен случившимся. Ещё пару дней назад, они весело болтали и делились новостями, договаривались о встрече. Авария и друга больше нет…
После погребение народ медленно побрёл к автобусу. К Денису подошёл мужчина и представился:
- Я нотариус Лев Аркадьевич. Мне надо с вами поговорить. Артур за неделю до смерти составил завещание.
- Какое завещание? - удивился Денис.
- Вы знаете, - вздыхает мужчина, - у Артура, кроме вас и матери, не было близких людей. Поэтому свой дом он завещал вам.
Денис выпучил глаза.
- Да, да! Не удивляйтесь, - подтверждает он и продолжает. – Но это ещё не всё.
- Мне нужно подписать какие-то документы? – задумчиво спрашивает Денис, пропустив последнюю фразу нотариуса. – Хорошо. Я завтра подойду к вам.
Он вспомнил их детские игры на берегу речки и хулиганские выходки в школе. Денис рос без родителей, его воспитывала тётка – сестра отца. А Зинаида Васильевна – мать Артура была классным руководителем в их классе. Тихая, добрая, но очень требовательная.
Лев Аркадьевич поправляет очки, и взяв Дениса за руку, произносит:
- Кроме дома, он оставил на ваше попечение свою мать.
- Что? – вскрикнул Денис и уставился на нотариуса. - Мне и о себе позаботиться некогда. Меня часто не бывает дома. По работе посылают в командировки.
- Вы не волнуйтесь, - успокаивает его нотариус. - Зинаида Васильевна сама может о себе позаботиться. Просто… - он замолчал и задумался. - Артур боялся оставлять её одну. Старый человек, вдруг сердце прихватит. А рядом никого. Она не может оставаться одна, понимаете?
- Да, - вздыхает Денис и спрашивает. - Как она пережила смерть сына? Я не видел её на кладбище.
- Зинаида Васильевна уехала погостить к подруге, - говорит Лев Аркадьевич. – Она ничего не знает о гибели сына. Ей пока никто не сообщал. Завтра должна вернуться. Надо её подготовить.
Денис переменился в лице.
- Значит, мне придётся сообщить бедной женщине о смерти сына? – возмущается он. – Почему я?
- Предлагаю… - нотариус снова задумался и произнёс. - Думаю, может ей лучше сказать, что сын по делам уехал. А дальше будет видно.
- Ладно, - кивает Денис. - Разберёмся.
Нотариус вежливо поклонился и отошёл в сторону. Денис медленно идёт, опустив плечи, под нависшей на него тяжестью забот.
- Здравствуйте. Меня зовут Нина, - подбегает молодая девушка и заглядывает ему в глаза. - Я дружила с Артуром и его мамой. Хочу предложить свою помощь, если вы не против.
- Не откажусь, - оживился он. - Очень кстати.
- Завтра приедет Зинаида Васильевна, - говорит она и спрашивает, - вы планируете забрать её к себе или оставите жить здесь?
- Ну, - задумался Денис. - Лучше, чтобы она жила тут. Я пока не хочу сообщать ей о смерти сына. Она будет жить дома, и ждать его возвращения из командировки. А дальше посмотрим, что делать.
- Тогда я могу пожить с ней, чтобы помочь по дому, - радостно сообщает Нина. - Если вдруг возникнут проблемы со здоровьем, я буду рядом. Вы согласны?
На этом они расстались. На следующий день Денис взял выходной. Он накупил продуктов и поехал к маме Артура. Нина позвонила и сообщила, что она вернулась от подруги.
- К вам можно? - с порога спрашивает Денис широко улыбаясь.
- Проходи, проходи, - машет ему рукой Зинаида Васильевна. - Как я рада тебя видеть. Ты давно у нас не был, - она, шутя, грозит ему пальцем. - И сегодня неудачно приехал. Сын в командировке. Говорят, надолго.
- Я знаю, - отвечает он и вопросительно переглядывается с Ниной, что только что вышла из соседней комнаты. - Мы вчера по телефону разговаривали. Я приехал к вам, Зинаида Васильевна. Ваш сын просил приглядеть за вами, пока он в отъезде.
- Здравствуйте, - приветствует Нина. - Вы проходите. Не стойте на пороге. И продукты кладите на стол.
Денис пообедал с бывшей учительницей, выслушал её наставления и уехал домой. Каждый день Денис навещает мать Артура и привозит продукты. Зинаида Васильевна жалуется, что сын не звонит и грустно вздыхая, ждёт...
Ни Денис, ни Нина не могут насмелиться и рассказать матери о гибели сына. Прошла неделя. Раздаётся звонок Нины. Денис снимает трубку.
- Приезжайте скорее в нашу больницу, - просит она взволнованным голосом. - Маме Артура плохо.
- А что произошло? – интересуется он, приехав в больницу.
- Зинаида Васильевна пошла к соседке. Поболтать, - говорит девушка. - Та и сказала ей, что сын похоронен на местном кладбище. У тёти Зины сразу схватило сердце. Врачи пока не дают никаких прогнозов.
Два дня прошли в томительном ожидании. Утро третьего дня принесло положительные новости.
- С Зинаидой Васильевной всё будет в порядке, сообщает лечащий врач. - Мы подлечим ей сердце. Но надо оберегать её от волнений.
Денис и Нина переглядываются.
- Это очень трудно, ведь её сын умер, - поясняет Денис. - Как такое пережить матери?
- Окружите её заботой, вниманием, - советует врач. – Представьте, что это ваша мама.
Денис и не помнит свою маму, а ласковый голос Зинаиды Васильевны остался в его памяти навсегда. Она никогда не наказывала их с Артуром за дерзкие проделки, а заставляла читать книги о великих людях.
Денис и Нина сидят у постели тёти Зины по очереди. Пришёл день выписки. Денис с букетом цветов с одной стороны, а Нина весело щебечет, взяв женщину под руку с другой стороны, идут к выходу.
- Как я войду в дом, где жил мой сын, - с тоской и отчаяньем произносит Зинаида Васильевна, остановившись и заглядывая им в глаза. - Теперь Артура там нет.
- Я предлагаю поехать ко мне, - торопливо отвечает Денис. - Я ведь вам тоже как сын. Мне надоело жить одному. Мама Зина, пойдёшь ко мне жить?
Женщина посмотрела на грустное лицо Нины и спрашивает:
- Спасибо тебе, Денис. А можно Нина будет навещать меня? Я привыкла к ней, словно она моя дочь.
- Конечно, - соглашается он, не найдя повода пригласить Нину к себе. - Без Нины нам не обойтись. Есть свободная комната, где она может спокойно поселиться. Я часто уезжаю в командировки, и нужно кому-то за вами присматривать.
Нина сияет. Зинаида Васильевна обнимает девушку за талию и шепчет ей на ухо:
- Он тоже тебя любит. Не волнуйся, я всё устрою.