К 95-летию Олега Ефремова «Современник» решил организовать режиссёрскую лабораторию, назвав её «Хочу как О.Н.». К участию были приглашены молодые, но уже имеющие за плечами опыт постановок нескольких удачных работ режиссёры.
Сегодня принято считать, что с режиссурой у нас не очень. Имел место определённый провал в подготовке людей этой профессии и теперь, якобы, всё достаточно печально.
Конечно, Товстоногова, Гончарова, Эфроса, Завадского, Захарова, Ефремова и многих других корифеев с нами больше нет, однако стоит ли горевать безутешно?
Молодые, горящие, а, главное, не отметающие опыт режиссёров первой величины и, не повторяя «Я - художник, я так вижу», они, почитая своих мастеров, действительно хотят быть как Ефремов, в понимании которого артист был альфой и омегой театра.
«Современник» решил предложить постановщикам сегодняшнего дня попытаться вернуться к моменту своего основания, когда Олег Николаевич, 29-летний педагог Школы-студии МХАТ, стремился не только развивать основные положения системы Станиславского, но и быть на одной волне со временем. И в этой Вселенной под названием «Современник» вокруг Ефремова собрались молодые актёры.
На недавней пресс-конференции, директор нынешнего «Современника» Юрий Кравец рассказал, что участникам лаборатории предложили обратный, непохожий на общепринятый, ход: по примеру Ефремова подбирать и придумывать материал на актёра, а не выбирать артистов для избранного литературного материала.
Октябрь и ноябрь 2022 года ушёл на знакомство с репертуаром театра и его труппой, а в декабре лаборатория стартовала.
Неслучайной называет свою встречу с «Современником» Гульназ Балпейсова. «Я мечтала об этом театре, - говорит режиссёр, - с 2016 года, с момента моего выпуска. И, наконец, эта встреча случилась: роман развивался постепенно, мягко, красиво. Артисты прекрасно владеют психологическим, подробным способом существования на сцене – это для меня большой опыт».
Главный урок в ходе лаборатории, по признанию Гульназ, для неё в том, что режиссёр без артиста никто. «Для меня это самое важное, - сказала она журналистам, - режиссура – режиссурой, красота – красотой, но если человеческая история без сердечного биения, без тремора, если она не забирает артиста полностью – зачем? Ему должно быть интереснее и важнее, чем зрителю, только тогда тем, кто пришёл на спектакль, будет по-настоящему интересно. Для меня это главный фокус лаборатории».
Режиссёр Лейла Абу-аль-Кишек призналась, что хотела бы видеть, слышать, чувствовать артиста, как О.Н., не напирая своей волей, а видя в актёре единомышленника. «Только с помощью любви, - сказала она, - можно достичь каких-то настоящих, искренних и ценных человечных результатов».
Сергею Тонышеву лаборатория дала чётко понять, что после окончания института переставать учиться нельзя. Он уверен, что это стремление к познанию нового сохранять важно, тогда остаётся возможность придумывать что-то новое. « И в этом смысле, - добавил режиссёр, - лучше учиться у больших мастеров. Олег Николаевич – тот человек, за которым хочется идти в том смысле, который возможен сейчас, и в работе с артистом, и в плане личностном».
Первым итогом лаборатории стала постановка «Случайные встречи» по произведениям Бунина Гульназ Балпейсовой, премьера состоялась на Другой сцене 16 июня.
Свой эскиз по роману Евгения Водолазкин «Чагин» уже показал Сергей Тонышев - театр принял решение выпустить этот спектакль, уже начались репетиции, премьера ожидается к октябрю. На самом деле режиссёр планировал трудиться над «Дон Кихотом» Сервантеса, однако увидев «Чагина», купил, прочитал и без каких-либо намёток просто внёс в перечень предложений для лаборатории. «Ты понимаешь, когда что-то ёкает, это твой роман, - поведал Сергей. - Очень захотел перенести на сцену этот роман, Евгений Яковлевич – большой автор, хочется с ним повзаимодействовать – послушать его, услышать и попытаться раскрыть. Правда, я сначала не понимал как. Так, собственно, и сказал худсовету. Мне предложили продолжить в эскизе, и история случилась - уже идут репетиции».
Из предложенных Лейлой Абу-аль-Кишек вариантов театр выбрал «Над пропастью во ржи» Сэлинджера, на что она давно и втайне, собственно, и надеялась. «Сложнейшая история, скажу вам честно, - прокомментировал Юрий Кравец, - но нам показалось, что это может получиться безумно интересно и надеемся, что в следующем сезоне Лейла нас тоже порадует спектаклем». По признанию ученицы Юрия Ерёмина всего этого могло не быть, если б в «Современнике» не работал актёр Семён Шомин.
«На этом, - подвёл итог встречи с представителями СМИ Юрий Кравец, - лаборатория не заканчивается, нас ещё ждут эскизы Романа Кочержевского, Антона Морозова, Ильи Носоченко по произведениям Мольера, Натальи Трауберг и Нила Геймана. Режиссёр Александр Золотовицкий должен представить «Войцека». И если всё покажется интересным, мы продолжим работу над этими произведениями в надежде, что у нас появится ещё много интересных спектаклей».
К СЛОВУ:
● Гульназ Балпейсова, Театральный институт имени Бориса Щукина, Мастерская Римаса Туминаса.
В качестве ассистента-стажёра и ассистента-режиссёра приняла участие в выпуске спектаклей в Театре им. Евг. Вахтангова: «Евгений Онегин», «Ричард III», «Мнимый больной», «Война и мир».
Режиссер новеллы «Лепорелла» в спектакле «Стефан Цвейг. Новеллы», режиссер-постановщик спектаклей «Фрекен Жюли», «Саломея» в Театре им. Евг. Вахтангова,
Режиссер спектаклей «Дорога Пипзама», «24 часа из жизни женщины», «Нянины сказки» в Театре п/р Елены Камбуровой.
● Сергей Тонышев, РАТИ (ГИТИС), Мастерская Сергея Женовача.
Как режиссер и хореограф поставил спектакли: «Пятиречие» в РАМТе, «Цветы запоздалые» в Театре Мастерских, «Рейп ми» в Театре им. Ермоловой, «Моя жизнь. Рассказ провинциала» в МХТ им. А.П. Чехова, «Бобок» в Театре Российской Армии, «Фауст» в Театре им. Вл. Маяковского. Участник многих режиссерских лабораторий.
● Лейла Абу-аль-Кишек, Театральный институт имени Бориса Щукина, мастерская Юрия Еремина.
Режиссер спектаклей в Театре им. Евг. Вахтангова: «Нижинский. Гениальный идиот», «Обещание на рассвете», «Феллини.8 ½», «Фрида. Жизнь в цвете».