Итальянский художник Джорджо де Кирико - основатель так называемой метафизической живописи, был известен своими странными почти сюрреалистичными полотнами. На многих его картинах часто появлялись элементы античной культуры – статуя спящей Ариадны, голова Аполлона, Зевса, неустановленные древние торсы, руины храмов…
В мировой живописи не так уж и много примеров, когда художники интересовались археологией и писали на эту тему картины. Художник Джорджо де Кирико стал счастливым исключением.
В 1927-28 годах де Кирико пишет цикл про гладиаторов и одновременно обращается к теме археологии, героями которого становятся безликие яйцеголовые манекены.
Одетые в античные тоги, они держат на коленях храмы, акведуки, мосты - макеты мест раскопок и археологических открытий. Кажется, что застывшие в неподвижности фигуры и сами постепенно становятся мраморными античными статуями, они - словно духи хранители наследия ушедшей цивилизации.
Джорджо де Кирико воспевает древние руины, которые служили источником его вдохновения долгие годы. Андреа де Кирико часто отмечал, что Древняя Греция, Рим и археология – это вещи, жизненно необходимые для экзистенциального равновесия его брата-художника.
Интересно, что де Кирико хорошо был знаком с бытом археологов. Считается, в картине «Археолог в храме» (1928) изображена первая жена художника Раиса Гуревич, увлекавшаяся скульптурой и археологией и посещавшая специальные курсы по этому направлению в Сорбонне. Поэтому обезличенный манекен так нежно обнимает свои любимые античные постройки, ведь для женщины-археолога обожаемая работа подобно священнодействию.
После развода с художником Раиса стала фотографом и ассистентом руководителя работ в Остии. Именно ей предстояло составить каталог и провести полную фотофиксацию находок на раскопках древнего римского порта.