Найти тему

Безликие археологи Джорджо де Кирико

Джорджо де Кирико "Археологи" 1927 год.
Джорджо де Кирико "Археологи" 1927 год.

Итальянский художник Джорджо де Кирико - основатель так называемой метафизической живописи, был известен своими странными почти сюрреалистичными полотнами. На многих его картинах часто появлялись элементы античной культуры – статуя спящей Ариадны, голова Аполлона, Зевса, неустановленные древние торсы, руины храмов…

В мировой живописи не так уж и много примеров, когда художники интересовались археологией и писали на эту тему картины. Художник Джорджо де Кирико стал счастливым исключением.

В 1927-28 годах де Кирико пишет цикл про гладиаторов и одновременно обращается к теме археологии, героями которого становятся безликие яйцеголовые манекены.

Картина де Кирико из цикла, посвященная археологам.
Картина де Кирико из цикла, посвященная археологам.

Одетые в античные тоги, они держат на коленях храмы, акведуки, мосты - макеты мест раскопок и археологических открытий. Кажется, что застывшие в неподвижности фигуры и сами постепенно становятся мраморными античными статуями, они - словно духи хранители наследия ушедшей цивилизации.

Джорджо де Кирико. "Одинокий археолог"
Джорджо де Кирико. "Одинокий археолог"

Джорджо де Кирико воспевает древние руины, которые служили источником его вдохновения долгие годы. Андреа де Кирико часто отмечал, что Древняя Греция, Рим и археология – это вещи, жизненно необходимые для экзистенциального равновесия его брата-художника.

Джорджо де Кирико. «Археолог в храме» (1928)
Джорджо де Кирико. «Археолог в храме» (1928)

Интересно, что де Кирико хорошо был знаком с бытом археологов. Считается, в картине «Археолог в храме» (1928) изображена первая жена художника Раиса Гуревич, увлекавшаяся скульптурой и археологией и посещавшая специальные курсы по этому направлению в Сорбонне. Поэтому обезличенный манекен так нежно обнимает свои любимые античные постройки, ведь для женщины-археолога обожаемая работа подобно священнодействию.

Раиса Гуревич во время раскопок района Торре-Арджентина. 1932. Фото: Museo Ostiense
Раиса Гуревич во время раскопок района Торре-Арджентина. 1932. Фото: Museo Ostiense

После развода с художником Раиса стала фотографом и ассистентом руководителя работ в Остии. Именно ей предстояло составить каталог и провести полную фотофиксацию находок на раскопках древнего римского порта.