Найти тему

«А самый кропотливый труд — нотирование своих сочинений». Композитор рассказывает

Оглавление

В процессе работы подумала о том, что поделиться ею не будет лишним, т.к., наверное, интересно узнать: как современный композитор нотирует свою музыку.

Рукописи автора
Рукописи автора

Что нужно для работы?

Чернильница, перо и листы пожелтевшей бумаги — вот что необходимо! На самом деле в этой шутке доля истины.

Каждый работает по-своему. Кто-то и вовсе не нотирует свои сочинения в академической системе нотации. Кто-то сначала нотирует музыку в рукописных черновиках. Кто-то сразу сочиняет в нотных редакторах. А кто-то и с нотной системой не работает в принципе.

Сначала уточню, на всякий случай. Нотация, это система. А нотирование — процесс фиксирования музыки в этой символической системе шифрования.

Интересно, что у каждого композитора могут быть свои, лично изобретённые «символы», условные обозначения для сокращения и т.д., которые зачастую служат способом ускорения процесса записи своей музыки. Особенно это пригождается, когда творческая работа идёт в хорошем темпе и нужно успевать собирать свои мысли на бумаге.

Алгоритм работы с нотацией

На мой личный взгляд, самый надёжный и оптимальный алгоритм нотирования для академического композитора — его классический вариант (сама ему следую):

  • Сначала работать с нотными листами и карандашом. Записывать мысли фрагментами, бессвязно, как они приходят. Собирать их, возможно обобщать или выбирать наиболее тематически яркие, близкие и затем развивать.

Либо сразу, имея идею в голове или в сердце (а лучше «одну на двоих»), раскручивать её, развивать, формировать структуру, выстраивать форму. То есть, собственно, производить упорядоченную работу над очередным сочинением от и до.

  • Затем можно приступать к работе с нотным редактором. Когда всё готово, — заветная, жирная черта зарисована (так положено в окончании любого музыкального произведения).

Плюсы и минусы нотного редактора

О работе в такой чудо-программе по имени Finale можно говорить очень много. Это целая наука, которую я начала осваивать в 11 лет, как только поступила в ССМШ (колледж) при Ростовской консерватории и стала профессионально заниматься композицией.

Если коротко о принципе работы в редакторе: 1 клик = 1 нотка; 1 клик = один символ (точки, крючочки, закорючки, линии) 😊 (теперь можно понять, куда пропадает автор блога)

В настоящее время набираю своё новое сочинение, фрагмент которого дорогая аудитория уже могла слышать на моём канале. Совсем скоро выйдет его полная версия в моём исполнении.
В настоящее время набираю своё новое сочинение, фрагмент которого дорогая аудитория уже могла слышать на моём канале. Совсем скоро выйдет его полная версия в моём исполнении.

В общем, это очень удобно. Всегда есть возможность создания презентабельного, читабельного варианта своей музыки у себя дома (однако, читать ноты, написанные рукой композитора, это самое ценное, что может быть, по крайней мере для самого композитора).

На сегодняшний день печатный вариант нотации — общепринятый формат. Это хорошо и для издательства, и для тех, кому посчастливилось исполнять музыку по нотам из рук самого композитора.

Также, плюсом является то, что всё можно услышать. Особенно это удобно при наборе партитуры, когда можно не перегружать свою голову а просто нажать ▶, всё услышать и проверить. К тому же, это фактически готовый аудио трек сочинения.

Иллюстрирую фрагмент из партитуры своего концерта для фортепиано с оркестром
Иллюстрирую фрагмент из партитуры своего концерта для фортепиано с оркестром

Говорить здесь о звуковоспроизведении, самом качестве звучания инструментов будет лишним, т.к. в Finale это больше имитация, нежели ориентированность на совершенную копию реального звука. Также это зависит от версии программы.

Я начинала работать ещё в Finale 2004 и слышу разницу сейчас, работая в версии 2014 года.

🎶

За последнее время ко мне поступило большое количество предложений-идей для написания статей от дорогих читателей! Среди них тема сохранения индивидуальности в процессе обучения музыке.

Постепенно я буду их воплощать в жизнь, а также обещанную мной микро-видеолекцию о фортепианной гамме и свою историю любви к родному Ростову-на-Дону.

Также была очень рада понять, что моя рубрика «Урок фортепиано» пришлась по душе аудитории! А значит, скоро будут новые выпуски!

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ <<<🎵>>> ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Благодарю за Ваше Внимание! Каждый подписчик важен для существования канала!

Анастасия Шляховая

Также статьи: