Век двадцать первый наследует за двадцатым многое, и Век нарциссизма тоже наступил не с миллениумом. Кто ни разу не слышал, например, в Ютуб-пространстве и вообще в нынешнем все еще достигаторском дискурсе, что если человек продолжает страдать, то ему это просто нравится и его все устраивает. И да, от лиц вроде бы помогающих профессий тоже выскакивает, как черт из табакерки. Хотя тут даже особое милосердие не надо проявлять, просто включить логику – если все устраивает, зачем человек ищет помощи? Потому в этой статье хочу рассказать про один из возможных корней сопротивления, с которым можно часто столкнуться, ибо оно - плоть от плоти нарциссических установок нашего нарциссического века.
К счастью, кроме нарциссизма, 20 век передал нам и нейронауки, и кибернетику, и компьютеризацию с программированием. Для психологов эти знания в чем-то и не прикладные вовсе, а очень даже эссенциальные. Когда мы слышим, что воспитанием программируется будущее детей, это можно понимать не только в значении передачи родительских установок, это почти в буквальном смысле установка программного обеспечения. Конечно тут вступит и врожденный компонент – в частности, при установке программы «Насилие это нормально» выбор идентификации либо с агрессором, либо с жертвой зависит в том числе и от врожденных свойств, но прямо мимо эта программа не пройдет - интериоризация работает у всех.
Механизм интериоризации, а еще ориентация на отклики своего сообщества (а семья это первое сообщество) работают как драйвера, которые и позволяют «устанавливать» ПО – тем более на ребенка, у которого опоры на себя пока нет, только опора на родителей. И вот представьте себе, что вот на такую голую психику поставят такое ПО – «Жизнь дана тебе, чтобы ты соответствовал. А если нет – ты не заслуживаешь жизни». На первый взгляд звучит не очень, а на второй – ужасающе. Ведь это ПО входит с противоречием почти со всеми жизнеутверждающими установками, как то «Ошибаться нормально», «Никогда не поздно меняться», «Меня можно любить за то, какой я есть», да реально со всеми хоть сколько-нибудь витальными утверждениями – все эти утверждения заводское ПО просто не пропустит к установке. «Ошибаться нормально»? Ересь, жизнь дана тебе, чтоб соответствовать, а ошибаться значит не соответствовать. Человек внешне может даже соглашаться с такими утверждениями, но применительно к другим, не к себе.
Знаете, одна девушка мне сказала такое – Нет, ну я не чувствую, что не хочу жить прям, вот иногда конечно бывает, что дорогу перехожу, думаю, что собьет щас машина – и все закончится. Это и есть крик отчаяния, что идеал недостижим, а раз он недостижим, то может и неплохо уже мне, такой неидеальной, выбыть из этой жизни, а еще вообще зачем бороться. И бороться ей и правда не хотелось, в пользу изменений она не верила. Но нередко в анамнезе таких клиентов – годы борьбы за идеальность, после которых последовало падение в бездну отчаяния. И если Вы встречаетесь в работе с таким типом сопротивления, то направление работы номер один – это вытащить на свет божий послание «Я заслуживаю жизни только если соответствую» и сделать его эго-дистонным. Клиент может почувствовать сопротивление уже с порога и так и сказать – Да, я действительно считаю, что я не заслуживаю жизни, если я не такой-то и такой-то/если у меня нет того-то и того-то, я считаю, что это правильно, и нечего тут. Тут может помочь контрактный метод – предложить клиенту заключить контракт на опровержение этой установки. Если сейчас не получается не соглашаться с этой установкой – пообещать держать в голове, что если не получается сейчас и все еще хочется присоединиться к агрессивным посланиям и напасть на себя за несоответствие, обещать предпринимать попытки смотреть на это со стороны, видеть, что это голос твоей травмы, хотеть научиться с этим посланием не соглашаться. Если не быть в этой точке сейчас, то идти к ней, если ноги не слушаются идти - ползти к ней, лежать в ее направлении.
И это может быть для клиента невероятно долгим, изматывающе долгим. А иногда сопротивляющегося клиента и правда стоит отпустить, ему может быть нужно совершить еще один (или даже не один) цикл, чтобы все же решиться на то, чтобы довериться разработчику чужеродного ПО снести то, заводское. Но можно ж отпустить клиента без навешивания на него ярлыка терпилы и мазохиста. Можно, но почему не у всех так получается?
Смотреть на достигаторов, которые обвиняют сопротивляющихся клиентов, которым "ну показали же, что делать" - это все равно что смотреть на человека, который бы обвинял мельницу, что она умеет только молоть зерно, хотя ей вон аж на целых два часа включили фильм про доменную печь, почему она не начала выплавлять металл? Ох уж эта эмпатическая неловкость за тех, кто достигаторству научился, а пониманию механизма интериоризации – нет. Эти тонкости порочат достигаторские установки, а достигаторство – тот еще чертов популизм, который все, что сложнее таблицы умножения, отбрасывает. Но и это преодолимо – когда-то и природа молнии не от гнева богов казалась непостижимо сложной, а сейчас каждый школьник знает, что молния суть электрический разряд. И это очень важный момент - что образ действия, а говоря чуть научнее, его ориентировочную основу, надо "загрузить" в голову, и знаете ли, это куда проще сделать, когда сокет пустой, а не когда он уже занят вот таким заводским ПО, расценивающим все несовместимое как вирус.
Но тут участвует и еще один механизм - контрперенос. Ведь такой клиент всем своим существом транслирует терапевту - я не соответствующий, и твоим стандартам тоже, обругай меня уже, обоим легче станет. И если еще и знания в помощниках нет, это огромный соблазн тому, кто держит в себе идентификацию с агрессором - слиться в унисон с агрессором в голове клиента. И как хорошо потом себя почувствует такой консультант - вывел плаксу и слабака, прикидывающегося страждущим, на чистую воду! И потом еще у себя (или не у себя) на ютуб-канале может сидеть и мудрствовать... Вот мол, сразу раскусил, что не хочет этот клиент помощи, только прикидывается. А вообще, может, стоит подумать, почему препятствия к достижению результата воспринимаются таким консультантом острее, чем даже самим клиентом (но это тема для отдельной статьи).
Столько хочется сказать, но время удержания внимания и его объем у читателя не безграничны, а потому хорош. Зачем это все и почему важно? Тот, кто орет в крыжовнике о том, что клиент хочет страдать сам и обвиняет его в нежелании брать ответственность, только удачно подпевает этой динамике. Да, клиент может в моменте решить не брать ответственность (и я постаралась немного подсветить, почему) - и чтобы этому процессу не подпевать, надо или искать мишени, на которые клиент согласится воздействовать, или оставить его с этим решением - без осуждения оставить, просто так. Ведь если Вы его оцените тут - это еще один ручеек в то болото адской оценочности, в котором такой клиент и без Вас стоит по ноздри.
В конце концов, иной раз именно цикличность страдания может вывести к тому, что на следующем цикле изрядно уставший клиент будет готов довериться, только б это кончилось. А это ли не хороший задел для действительно результативной работы.
Автор: Мария Пыжьянова
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru