Найти тему

На обочине жизни. Глава 32

39K прочитали

Фая подошла к двери и на секунду снова почувствовала страх. Словно за дверью будет Федя или ещё кто-то, кого стоит бояться. «Федя мёртв», – сказала она себе и распахнула дверь. За ней стояло двое полицейских.

- Фаина Андреевна? Мы от Игоря Павловича.

Фая кивнула и посторонилась, пропуская их в квартиру. Ей было стыдно, что они увидят бардак в квартире, но она понимала: если сейчас не проявит твёрдость, мама и сестра выгонят её отсюда. Отнимут эту квартиру.

И не то чтобы Фае она была дорога, но… Сейчас квартира Феди воспринималась как наследство, награда за годы побоев и лишений. За невозможность иметь детей. Компенсация. И отдавать её сестре с матерью, только потому, что им так захотелось, Фая не собиралась.

При полиции наглость мамы куда-то испарилась. Но она устроила целый спектакль! Сначала давила на жалость, сокрушалась, заламывала руки и падала на колени. Кричала о неблагодарности старшей дочери, пыталась всех убедить, что Фая сама пустила их к себе, а теперь выгоняет. Потом начала угрожать всем, включая сотрудников полиции. Из спальни снова вышла Марина, в этот раз с парнем в одних трусах. Тот даже не потрудился накинуть футболку! Квартира наполнилась матом, руганью. Прибежали соседи…

Файка спустилась вниз и устроилась на скамейке у подъезда. Внутри всё горело от боли, обиды, разочарования и стыда. Это её семья. «А был момент, когда я думала, что всё будет хорошо. И будет у нас обычная семья. Да… Это было, когда нас вернули из приюта маме. Впервые в доме было более-менее спокойно. Но только лучше особо не стало».

Она размышляла и даже не заметила, как приехал Игорь Павлович и присел рядом. Фая открыла рот, чтобы поблагодарить его, но в этот момент из подъезда вышла «семья». В каком виде! Кое-как одетые, с чемоданами и пакетами в руках. Мама смерила старшую дочь гневным взглядом и пробормотала под нос какие-то проклятия. Маринка шла, гордо подняв голову, а за ней семенил Сашка. Его одного было жаль.

Мальчик не плакал. Он шёл понуро, и даже не поднял голову, чтобы посмотреть на тётку. Фая вдруг поняла, почему мама действовала так нагло: они часто использовали Сашу, чтобы оказать на неё давление. И сейчас надеялись, что она не выгонит их ради племянника.

Последними из подъезда вышли полицейские, отчитались перед Игорем Павловичем и сообщили, что дверь закрыли. Они же передали дубликаты ключей, сделанных мамой. Когда Фая со следователем остались вдвоём, повисла неловкая пауза.

- Извините, – пробормотала Файка. Она чувствовала скованность из-за своего поведения. Сначала послала следователя, потом сама за помощью обратилась. И так стыдно было за своих родных! – Это всё… Ну вот так. Такая мама у меня.

- Видел и хуже.

- Что может быть хуже?

- Например, когда мать заставляет детей ублажать своего нового любовника. Или родители насилуют своих малолетних детей, продают в другие семьи. А некоторые живут в таких условиях, что удивляет, как дети ещё живы. Сам не участвовал, но недавно из благополучной с виду семьи, вполне обеспеченной, если посмотреть на их банковские счета, изъяли пятерых детей. Все несовершеннолетние. Младшей три, старшему двенадцать. Родители – не алкаши какие-то, а блогеры. Рассказывали своим подписчикам, как они вдвоём содержат ферму. А на деле рабочей силой были их дети. Все пятеро, включая младшую девочку. Пахали они больше, чем многие взрослые! Буквально от рассвета до заката. Фаина, я видел самое дно. Поверьте, вам до него ещё далеко.

- Почему вы мне помогаете? – спросила вдруг Фая. – Я вам нагрубила утром. И не только этим утром. Но вы всё равно мне помогаете. Почему?

- Я не знаю, почему захотел вам помочь. Просто… Я люблю свою работу. И не люблю продажных ментов. Да, так бывает: сотрудники полиции тоже разные попадаются. Почему-то считается, что мы друг друга всегда покрываем, но это не так. Внутри системы проходит немало расследований, находят и сажают бывших полицейских, следователей, и им в тюрьме гораздо хуже, чем обычному человеку. Зэки терпеть не могут ментов. Но не буду рассказывать вам все ужасы.

- А я-то здесь при чём?

- Вы оказались в семейном рабстве сотрудника правоохранительных органов, – сказал Игорь Павлович. – И я достаточно узнал о вашей жизни, чтобы почувствовать несправедливость. У меня появилась простая мысль: вот бы у вас всё сложилось хорошо. Должен же вам кто-то помочь! А потом понял, что помочь могу и я сам.

Игорь Павлович откинулся на спинку скамейки и прикрыл глаза. А потом продолжил:

- Мы перестали ценить человеческую жизнь. Бездомным животным помогают куда как охотнее, чем бездомным людям. Я работаю в такой сфере, что часто сталкиваюсь с результатом неоказанной помощи. Ну вот, например, ограбили бабушку. Стукнули по голове, отняли сумку. Что у неё воровать-то? Но жертвой выбрали именно её. Бабушка упала и 8 часов пролежала в снегу. Мимо прошло по меньшей мере человек тридцать, но никто не остановился. Она умерла. Но если бы хоть кто-то вызвал скорую, она могла бы выжить. И таких историй много. Люди думают, что они ничем не помогут. Что остановится кто-то другой. Что обязательно кто-то другой поможет. Это в корне неверное мировоззрение.

- Вы потратили на клинику слишком много денег, – покачала головой Файка. – Если бы вы мне просто разговорами помогли, а так… я чувствую себя обязанной и мне некомфортно.

- Так это вас терзает? Не переживайте. Я одинокий человек, почти всё время пропадающий на работе. Деньги у меня есть. Скоплены. И я даже не последним поделился.

Игорь Павлович огляделся и предложил:

- Может, прогуляемся?

- Можно. А вам на работу не пора?

- Сегодня у меня первый выходной. Ну как выходной? Время уже четвёртый час, значит, выходной не день, а вечер.

Они вышли и медленно пошли в сторону центра.

- Я ещё вот за что извиниться хотела…

- Не надо, – отрезал Игорь Павлович. – В какой-то степени я вас понимаю. Сам бы психовал. Не знаю, выдержал бы я жизнь в постоянном стрессе, как у вас?

- Выдержали бы, – пожала плечами Файка. – Если не особо сильно думать о том, что всё могло бы сложиться лучше, то и не так сложно.

- Да, сравнение своей жизни с чужими в буквальном смысле убивает.

Они помолчали. Потом следователь начал обсуждать впечатления от города, и Фая, как могла, поддержала беседу. Она чувствовала себя какой-то ненастоящей.

- Не надумали в Москву отправиться? – спросил Игорь Павлович, когда они, закончив прогулку, уже подходили к дому Файки. – Вертолёт улетит утром. Хотя сейчас сюда часто вертолёты прилетают. Все начальники уже побывали здесь.

Та покачала головой.

- Расскажите лучше про клинику, где я лежала. Немного.

- Ну… это моя ошибка, конечно, – сказал следователь. – Меня немного смутило, что такая элитная клиника располагается в вашем не очень крупном городе, но почему-то я, начитавшись хвалебных отзывов, не стал особо разбираться, что это за место. И представьте мой ужас, когда мы вышли на неё в ходе расследования, а там вы! И я сам вас туда отправил! Мы провели обыск в больнице, правда, я появился там ненадолго. Сейчас в медцентре ещё работают криминалисты. Но я пообщался с вашим врачом. Он пытался убедить меня, что вы лечились на общих основаниях, и в число «расходных» людей не входили. Такие «пациенты» появлялись у них на бесплатной основе, а за вас всё же было заплачено. Но вам стоит подтвердить свой диагноз ещё у одного врача. На всякий случай, а то мало ли. И я зову вас в столицу. Там вы сможете долечиться в госпитале МВД. Кроме того, после лечения вы могли бы остаться. Это большой город, где можно просто слиться с толпой и начать новую жизнь. Думаю, именно этого вам хочется.

- Я не хочу в большой город, – помолчав ответила Фая. – Буду долечиваться в нашей бесплатной больнице. Пусть там и не так хорошо, как в платной, но, по крайней мере, на органы меня точно не пустят. Максимум, что меня ждёт, это халатность врача. Хочу жить своей обычной жизнью, пока всё не успокоится.

Она замолчала, а потом поделилась:

- У меня сегодня лопнуло терпение, и я думаю, почему оно не лопнуло раньше? Когда я жила с Федей? Я была словно… сама не своя. Не могла защитить себя, постоянно боялась. Как такое могло случиться?

- Он смог вас подчинить, – пожал плечами Игорь Павлович. – Это психология тиранов. Они умеют и привлечь жертву, и держать её в страхе. А потом вы вырвались на свободу и смогли найти себя. Или даже вспомнить себя. А тут ещё и целая цепочка событий. Если бы Федя не умер, то, возможно, вы ещё были бы в бегах.

- А кто его убил? – спросила Фая.

- Свои же. Вы должны понимать, что не Федя организатор всей криминальной структуры. Он винтик огромного механизма. Ваш муж был «своим» человеком в структуре правоохранительных органов. И Фёдор продолжал бы жить, если бы расслабившиеся криминальные авторитеты не решили начать передел власти. Ошибка за ошибкой, и они привлекли к себе слишком много внимания. Их тоже арестовали, когда оба уже собирались покинуть страну, а в итоге не успели уехать даже из города. Смешно.

- А… Алла Николаевна… Которую нашли, она… та самая? Из клиники?

Игорь Павлович кивнул. Фая печально вздохнула.

- Моя жизнь так ничтожна, – протянула Файка. – Ничего в ней не было нормального. Как у всех. Я часто в интернете натыкалась, что всем скучно. Дом, работа, дом… И все что-то придумывают: хобби, поездки, разводы, свадьбы. Развлекаются как могут. А для меня обычная семья, работа и дом – это мечта.

Игорь Павлович ничего не ответил, лишь грустно посмотрел на Фаю. А она стояла, ощущая какую-то пустоту внутри. Но это было скорее приятно, чем грустно. Она понимала, что мама с Мариной никуда не денутся. Они снова прибегут к ней, когда им нужна будет помощь. Но теперь она чувствовала в себе силы дать им отпор. Может, она им и правда чем-то ещё будет помогать. Только ровно столько, сколько сама захочет. А пустоту внутри можно заполнить. Как и чем, Фая пока не знала, да и не хотела об этом сейчас думать.

А ещё Файка почувствовала какое-то облегчение. Словно где-то в глубине души прозвучал финальный аккорд этой печальной истории. Она выставила родных из дома. Она выжила, когда убежала. И даже тогда, когда на неё напали, она не умерла. Она словно почувствовала, что не только может дать отпор маме, но и всем неприятностям. Сможет взять свою жизнь в свои руки.

Пройдя вокруг дома, они вернулись к подъезду Файки.

- Надумаете поехать в Москву, дайте знать, – тихо сказал Игорь Павлович. – Я вам помогу. Просто так, ничего не требуя взамен.

Фая кивнула. Она точно знала, что не примет это предложение, но зачем говорить об этом снова? Неожиданно следователь взял её за руку и слегка сжал. А потом развернулся и быстро пошёл прочь.

После прогулки Фая вернулась в грязную квартиру, и вместо того, чтобы лечь отдыхать, начала её выдраивать. Да и как уснёшь в таком бардаке? Ей было противно прикасаться ко всему, что здесь было. Фая собрала три больших мешка мусора, вымыла всю мебель, собрала вещи Феди. На дворе стояла уже глубокая ночь, когда она стала выносить огромные мешки во двор. Никогда и никто в том доме не выносил столько мусора ночью. А уборка у Фаи затянулась аж до утра. Но ей было плевать на время суток.

Фая подошла к двери и на секунду снова почувствовала страх. Словно за дверью будет Федя или ещё кто-то, кого стоит бояться. «Федя мёртв», – сказала она себе и распахнула дверь.

Слова мамы её задели. Руки драили квартиру, оттирали каждый сантиметр мебели, а в голове Файка прокручивала разговор с ней. Её возмутило, что она их с Мариной поделила. И только в тот момент Фая окончательно осознала, что так будет всегда. Пока она это позволяет. Они всегда будут тянуть из неё деньги, не отдавая ничего взамен. И она больше не могла это терпеть. Файка ревела, поливая своими слезами пол, который мыла, но это были слёзы облегчения. Их больше не будет в её жизни. Ни слёз, ни матери.

И это страшно. Страшно осознать, что окончательно осталась одна. Но с другой стороны, Фая всегда знала, что отношения в её семье односторонние. А тянуть на себе алкашку-мать и сестричку она больше не могла.

Закончив с уборкой, Фая сходила в душ и рухнула спать. Тело ныло от усталости, но зато в квартире стало приятно находиться. Но спала Фая недолго: уже часа через три она проснулась и поспешила в магазин. Чтобы чувствовать себя абсолютно спокойно, оставалось сделать только одно: сменить замок на двери.

Если вам нравятся мои рассказы, вы можете поддержать (или поблагодарить) меня донатом на карту 5599 0020 0897 2392 (Юмоней).

Поблагодарить автора за рассказ можно лайком 😉 Комментарии приветствуются!