Найти тему
Тур на Диване

Великая стена, о которой китайцы узнали от европейцев

Китайцы не могли называть стену Великой уже по ой причине, что её открыли мигранты и путешественники, а термин «великая» привнесли европейцы буквально пару столетий назад. При этом сами китайцы до недавнего времени называли её как угодно, и тому есть веская причина. Человека сложно заставить любить то, что приносило горе целым поколениям. Строители мёрли как мухи, их работа ввиду срочности мало отличалась от рабского труда, молодые мужчины уходили на стройку (разумеется, не добровольно) как в армию и не факт, что возвращались.

При этом хоть какого-то смысла 80-90% стен не приносили. Если верить скудным хроникам, кочевники научились её обходить, а местами преодолевали без особых проблем. Надо ли говорить, как чувствовал себя сельский житель, который в глаза не видел, но знал, что где-то там строится ограда, и что она в общем-то бесполезна от дронов… стрел и топоров недружественных народов проживающих на севере?

Когда вам в очередной раз набросят, что китайские стены – это современный новодел, потому что европейски путешественники были в Китае и ничего про стены видать не видывали, слыхом не слыхивали, отвечайте: ничего удивительного! Стену, которую вы видите сейчас на фотографиях и сувенирных лавках, это продукт 16 века, когда очередной император решил «закрыть бреши» от набегов кочевников.

Новая стена уже была достаточно мощной и там где она пролегала, действительно защищала от набегов. Опять же, это была граница, а не гордость нации. Скорее обуза для целых поколений, чем тактическое приобретение. Новые враги китайцев, Маньчжуры, спокойно преодолевали новостройку если не наскоком, так подкупом охраны.

-2

Одновременно с этим стена превращается в декорацию, которая успешно справлялась с мелкими бандформированиями, но уже никогда не подвергалась осаде или организованному нашествию. Более того: поставленные на стенах солдаты не получали жалования, а генералы… а что китайские генералы? Спустя десятилетия Маньчжуры окончательно заходят за стену и объединяются с Китаем на столетия. Стена становится внутренней территорией разношёрстного государства.

Она не справилась с задачей.

Стена не защитила Китай.

Стала позором нации.

На протяжении веков местные жители разбирали её на хозяйственные постройки. Региональные власти также не заботились о её сохранности, и разрушали по мере необходимости (проложить дорогу, расчистить поле, вырыть карьер и т.п.) События 19-20 веков это отдельная история, когда части военных китайской армии укрывались в руинах от японского нашествия. Реставрационные работы начинаются значительно позже, в 60-х года прошлого века. Но даже в наши дни, сотни километров стены никем не охраняются и постепенно сравниваются с землёй.

И это мы ещё не трогаем тему «культурной революции», когда чудом сохранившиеся руины разваливали экскаваторами. Уже после 80-х близ городов её местами восстанавливали, но как-то странно: ханьцам (самоназвание китайцев) оказалось проще разрушать и строить заново, новенькими кирпичиками по свеженькому бетону. В какую сторону будут направлены бойницы, это уже никого не волновало.

-3