Найти тему
Phonetic Discoveries

Нужно ли изолировать произношение от других навыков?

Все, кто учит иностранный язык, так или иначе имеют дело с произношением. Для разминки в начале урока, либо перед грамматической темой, чтобы снять речевые трудности. Скажем, перед тем как заняться оборотом there is/there are, потренировали межзубные звуки. Перед темой Present Continuous потренировали носовой [ŋ]. Почему этого недостаточно, чтобы звучать хорошо? Потому что существуют правила наработки навыков, и они гласят: чем чаще вы повторяете какое-то действие, чем более изолированно им занимаетесь, тем выше эффективность наработки навыка.

Повторение и только повторение формирует навык, потому что навык — это автоматизированное действие.

Старая добрая истина, которая в русском языке имеет аналог «Повторение мать учения»
Старая добрая истина, которая в русском языке имеет аналог «Повторение мать учения»
Это как в тренажерном зале: вы можете сделать три приседания, два притопа, шесть прихлопов, и в общем-то размялись. Но если у вас есть проблема с прессом, который всё это время работал в фоновом режиме и особо не напрягался, вы её не решите. Вы её решите только тогда, когда прицельно каждый день по полчаса будете заниматься прессом.

Когда вы читаете, говорите, выполняете упражнения на английском, вы не сосредотачиваетесь на произношении. Чаще вы думаете о правилах, вспоминаете слова и их порядок в предложении. Произношение здесь на последнем месте, а когда вы не фокусируетесь на том, как произносите звуки, они «съезжают» на русскоязычные аналоги.

«На автомате» у нас может вылетать /в/ вместо [w] и /з/ вместо [ð] — просто потому, что мы так читали и говорили на ранних стадиях обучения языку. Или потому, что нашему артикуляционному аппарату так проще, он взял самое простое и близкое по звучанию.

Таким образом, занимаясь звуками время от времени, вы не только не улучшаете произношение, но ухудшаете его. Почему? Потому что раз за разом, во время сосредоточенного чтения или говорения вы закрепляете ошибочное «русскоязычное» произношение. А от него потом очень и очень трудно избавиться.

Ошибки с точки зрения мозга

Примерно так выглядят нейронные «дорожки» в головном мозге по версии ИИ.
Примерно так выглядят нейронные «дорожки» в головном мозге по версии ИИ.

С точки зрения мозга любые наши варианты произнесения звуков – это как нейронные тропинки. Произнесли – и уже немного протоптали. Произнесли неправильно много раз – протоптали хорошую, яркую тропинку, нейронам удобно ею пользоваться.

К сожалению, стереть «неправильную» тропинку нельзя. Если нужно исправить ошибку, есть два пути: водить нейроны по нужной тропе «за ручку» (то есть, каждый раз сосредотачиваться и контролировать выбор пути), либо протоптать рядом более «жирную» и яркую тропинку, чтобы мозг выбирал ее. Как? Бо́льшим количеством правильных, осознанных повторений. Со временем старая тропинка начнет терять яркость, и в конце концов вы автоматически будете выбирать правильный вариант.

Стоит ли говорить, что это достаточно долгий и энергозатратный процесс как для вас, так и для вашего мозга?

Итак, выводы.

1. Если вы хотите, чтобы произношение было лучше – занимайтесь им изолированно и осознанно. Нейронные цепочки должны закрепляться, и закрепляются они только от многократного повторения (я не зря повторяю это который раз).

2. Выполняйте одну задачу в один момент времени. В процессе постановки звука вы будете пробовать и ошибаться, но, осознанно и многократно повторив правильный вариант, вы «перекроете» неправильные.

3. Занимайтесь произношением на самых ранних этапах изучения языка. Так вам не придется протаптывать ложные дорожки и потом долго и нудно исправлять «закостенелые» ошибки.

И на десерт

Максимальному закреплению навыка помогает поощрение – именно в тот момент, когда действие выполнено верно, как при дрессировке. Разумеется, в идеальных условиях такое поощрение дает преподаватель. Он вовремя скажет «Супер!», а если вы сделаете ошибку, проконтролирует, чтобы она была перекрыта большим количеством правильных действий.

          Train your brain wisely!
Train your brain wisely!

Когда вы занимаетесь самостоятельно, таким поощрением может быть ваше удовольствие от того, что вы услышали сами из своих уст. А может быть даже лакомство, которое вы поставите перед собой и будете брать после каждого удачного звука или идеально произнесенного слова. Тарелка голубики или чипсов, разломанная плитка шоколада, сухарики, кусочки вкусного фрукта – ставьте, что вы любите и можете себе позволить. Раз уж занимаетесь самообразованием, попробуйте заняться и самодрессировкой – это игровой момент, который вам обязательно понравится и совместит полезное с приятным.