Сегодня идём гулять по Москве: пройдем от Киевского вокзала до гостиницы «Украина», а затем по Кутузовскому проспекту дойдем до башни 2000 комплекса «Москва-Сити». По пути будем смотреть на достопримечательности и узнавать много интересного.
Начнём наш маршрут у выхода №3 со станции метро «Киевская» Филёвской линии. Этот выход со станции отличается от других тем, что оформлен в стиле Ар-Нуво. Дело в том, что в 2006 году один из входов на станцию был оформлен в духе входных групп парижского метро, типовой проект которых был выполнен в 1900 году французским архитектором Эктором Гимаром. Необычное оформление выхода со станции «Киевская» — результат культурного обмена между французской и российской столицами, дар Московскому метрополитену от Парижской компании городского общественного транспорта (RATP). Все отделочные материалы, ограда и даже бордюрный камень были доставлены из Парижа.
За исключением таблички с названием станции, этот вход в метро является точной копией парижской станции метро «Пер-Лашез» (Père Lachaise).
Рядом с метро расположен Киевский вокзал. До него на этом месте с 1899 года находился Брянский вокзал, который представлял из себя длинное одноэтажное деревянное здание.
Создание проекта нового вокзала архитекторами И.И. Рербергом и В.К. Олтаржевским при участии инженера В.Г. Шухова было приурочено к 100-летию Бородинской битвы. Постройка нового здания вокзала началась в 1914 году и закончилась в 1918 году.
Вокзал построен в стиле неоклассицизма с элементами ампира. Композиция вокзала построена на контрасте высокой башни с горизонтальным корпусом с колоннадой. В башне до сих пор сохраняются часы, установленные при постройке вокзала. Кремлёвские куранты и часы Киевского вокзала — единственные сохранившиеся до наших дней механические часы Москвы.
Отделка залов ожидания соответствует внешнему облику вокзала, в некоторых из них сохранилась настенная и плафонная живопись.
К зданию вокзала со стороны платформ примыкает дебаркадер: грандиозная и одновременно изящная конструкция из стекла и металла напоминает парящий в воздухе металлический купол.
В 1934 году вокзал получил новое имя – Киевский, под которым он существует в наше время. Я подготовил небольшое двух минутное видео про вокзал, в котором постарался запечатлеть не только внешний вид здания, но и внутренние интерьеры.
Перед зданием Киевского вокзала расположена Площадь Европы. Площадь была возведена в 2001-2002 годах в рамках российско-бельгийского проекта как символ единства Европы. На центральной части площади расположен фонтан.
Фонтан был подарен Москве Брюсселем. Автором композиции является бельгийский скульптор Оливье Стребель. В изгибах труб можно разглядеть образ девушки «Европы». За пределами гранитного круга расположились 48 колонн с флагштоками. Ранее тут развивались флаги европейских государств, но сейчас они сняты.
Недалеко от Киевского вокзала и площади Европы расположен пешеходный мост — мост Богдана Хмельницкого.
Мост был сооружен на основе Краснолужского железнодорожного моста, который соединял Бережковскую и Лужнецкую набережные с 1907 года, в том месте где сейчас проходит МЦК. В 2000 году пролёты моста (протяженностью 135 м и весом 1400 т) были транспортированы приблизительно на 2,5 км выше по течению Москвы-реки, где их водрузили на новые опоры.
Изначально этот мост получил название Киевский пешеходный, его открытие состоялось 1 сентября 2001 года. Три года спустя он был переименован в мост Богдана Хмельницкого, в честь украинского гетмана. Мост тут планировалось построить ещё в советские времена, но не пешеходный, а автомобильный. Тут должно было пройти новое кольцо Москвы — новое Бульварное кольцо (не путать с проектом старого Бульварного кольца).
С современной улицы Бурденко, пересекая Ростовскую набережную, новая магистраль должна была пройти около Киевского вокзала и простираться дальше по Украинскому бульвару. Затем новое Бульварное кольцо должно было вновь пересечь Москва-реку и пролегать по улице 1905 года.
На Бережковской набережной расположен причал, от которого отправляются теперь не только туристические, но и регулярные пассажирские электрические суда. Рядом с причалом расположен Бородинский мост. Он был построен в 1911 – 1912 годах по проекту архитектора Р.И. Клейна, соединивший вокзал с центральной частью Москвы. Вокзал и мост составляют единый архитектурно-мемориальный комплекс, посвящённый событиям 1812 года.
Перейдем Большую Дорогомиловскую улицу и пройдем по Украинскому бульвару.
В начале бульвара установлена скульптурная композиция «Содружество». Она представляет собой трёх женщин в национальных костюмах, символизирующих Россию, Украину и Беларусь.
Далее по бульвару можно увидеть памятник Лесе Украинке (Ларисе Петровне Косач-Квитке), украинской поэтессе и переводчице. Считается, что именно она перевела труд Карла Маркса «Манифест КП» на украинский язык.
Главным украшением бульвара является изящный фонтан «Юность». Если присмотреться, видно сходство с фигуркой принцессы Турандот на Арбате. Не удивительно — автор один.
В конце бульвара начинает виднеться главная доминанта — гостиница «Украина». Перейдем Кутузовский проспект и подойдем ближе к гостинице.
Я подготовил короткий ролик, показывающий только маленькую часть всей помпезности гостиницы.
Гостиница «Украина» — 29-этажное здание, которое находится в очень выгодном положении — у наиболее крутой излучины Москвы-реки и поэтому является лучшей смотровой площадкой Москвы.
Авторами этого советского проекта стала группа архитекторов А.Г. Мордвинова, П.А. Красильникова, В.Г. Кашина и доктора архитектуры В.К. Олтаржевского. «Высотка» была построена в 1957 году. При жизни Сталина она должна была называться «Дорогомиловская», но получила свое нынешнее название в честь родины следующего генсека Хрущева.
Общая площадь здания – более 88 тыс. кв.м., высота – 206 м., включая 73-метровый шпиль.
В центральном зале на первом этаже, где ныне расположен лобби-бар, находится изюминка гостиницы, уникальный экспонат – диорама «Москва – столица СССР».
Диорама была создана в 1977 году по заказу МИДа к выставке в США коллективом художников-макетчиков под руководством Ефима Дешалыта. «Миниатюрная Москва» была выставлена в Нью-Йорке и произвела настоящий фурор – в день экспозицию посещали по 30–40 тысяч человек! Предприимчивый астронавт Нил Армстронг обратился позднее к нашему правительству с просьбой выкупить диковинный проект, на что получил довольно закономерный и вполне логичный ответ: «Москва не продается»!
В 1980-х годах она совершила большой вояж по миру и на Лейпцигской ярмарке была награждена золотой медалью. Ну а по возвращению на родину, некоторое время выставлялась в одном из павильонов ВДНХ, затем почти на 10 лет была забыта и хранилась в выставочном комплексе на ул. Наметкина.
На потолке в центральном зале красуется так называемый живописный плафон, «Праздник труда и урожая на хлебосольной Украине». Его создавала группа авторов - А. Гавриков, И. Вайнман, Ч. Ахмаров. В здании также насчитывается свыше тысячи картин известных художников. Среди классиков и Александр Дейнеки и Василий Поленов.
На скоростном лифте можно подняться на 29 этаж, где находятся рестораны и смотровая площадка. Вход на смотровую площадку платный и составляет 1000 рублей.
Со смотровой площадки открывается вид Бадаевский трёхгорный пивоваренный завод, в сторону которого мы сейчас направимся.
Завод был основан в 1875 году, до 1934 года назывался «Трёхгорным». Разные виды пива выпускали здесь с 1876 по 2006 годы. По инициативе начинающего пивовара Альберта Кемпе московский купец 1-й гильдии Б.А. Гивартовский купил за 10 тыс. рублей заброшенный участок земли за Дорогомиловской заставой и передал его товариществу для строительства завода.
Проект был выполнен по примеру Мюнхенского пивоваренного завода. Самыми первыми марками пива на заводе стали «Баварское» и «Золотой ярлык». На предприятии было 314 бродильных чана, два паровых двигателя и единственный в России механический солодорастительный аппарат.
В связи с введением в конце 1914 года «сухого закона» завод «Трёхгорный» перешел на выпуск безалкогольных напитков и искусственного льда. Затем он получил заказ на изготовление взрывчатых веществ для снарядов, а также алюминиевых красителей для текстиля. Варка пива была возобновлена лишь в 1923 году. В 2006 году работа завода остановилась.
Сейчас здесь идет стройка и скоро над заводом появится новый жилой комплекс. Почему именно над ним? Такова задумка авторов.
Отреставрированные здания памятников завода будут органично сочетаться с современными интерьерами, а за его корпусами появится новое строительство, расположенное на 35-метровых стройных колоннах, развернутых вдоль набережной Тараса Шевченко.
Многоуровневое пространство позволит создать на территории Бадаевского завода ландшафтный парк с концепцией «русский лес» и сохранить виды на исторические корпуса со стороны набережной.
Выглядит крайне необычно, согласитесь?
От пивоваренного завода пройдем далее по Кутузовскому проспекту и остановимся около обелиска «Москва — горой герой».
Памятник представляет собой сорокаметровый обелиск, облицованный светло-серым тёсаным гранитом. На фасаде монумента, обращённом к западу — откуда пришли немецкие войска, помещён текст указа Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1965 года о присвоении Москве звания «Город-герой». Вокруг обелиска расположены фигуры солдата, рабочего и работницы.
Пройдем дальше по Кутузовскому проспекту. На противоположной стороне расположен кинотеатр «Пионер».
Кинотеатр разместился в 12-этажном жилом доме, построенном по проекту архитектора Зиновия Розенфельда. В советские годы, на протяжении трех с лишним десятилетий «Пионер» был одним из ведущих детских кинотеатров столицы. В 90-е годы площадка, как и многие другие, оказалась в состоянии полной, продолжительной рецессии. В 2008 году «Пионер» был реконструирован.
Вот мы всё ближе к Деловому центру «Москва-Сити». Перед башней 2000 расположен памятник Багратиону.
Пётр Иванович Багратион — один из героев Бородинского сражения. Был смертельно ранен на поле боя.
Всегда готов пожертвовать и последнею каплею моей крови на защиту Отечества …
Башня 2000 стала первым офисным зданием, введённым в эксплуатацию в комплексе «Москва-Сити». В отличие от остальных зданий комплекса, башня стоит на правом берегу Москва-реки. Её строительство началось в 1996 году и завершилось в 2001 году. Она напрямую соединена вестибюлем с мостом Багратион, который ведёт к основной территории «Москва-Сити. В 2000-е годы на канале «СТС» показывали сериал «Не родись красивой». Офис компании Зималето — это на самом деле бизнес-центр «Башня 2000».
Рядом с башней открывается изумительный вид на Краснопресненскую набережную.
На этом наша прогулка по солнечной Москве подошла к концу. Надеюсь, что было познавательно. Скоро увидимся!