Есть такие люди, которым всегда всего мало. Сколько бы ни имели – всегда хочется больше. Шуба есть? Мало! Надо десять! И специальный холодильник для шуб! Губы есть? Мало! Надо побольше! Грудь есть? Мало!
Мало быть богатым, хочется ещё и знаменитым. Такая жажда жизни и привела светскую львицу Оксану Робски в литературу. Герои её книг такие же, которым всего и побольше. Есть жир, с него и бecятся
Здравствуйте!
До сих пор не известно, сама Оксана писала свои произведения или нанимала специально обученных людей, но за пять лет она издала 10 книг. А потом – всё. Исписалась. Наигралась. Или жир кончился, или перебесилась.
Первые книги Робски были вариацией глянцевого журнала. Русские слова использовались там лишь для того, чтоб люди понимали, что иностранная абракадабра – это модный бренд из ЦУМа.
Но со временем стиль произведений заметно улучшился. «Про любоFF/ON» можно уже считать литературой.
Женский роман с сюрпризами
Сейчас, конечно, про романы Робски уже все забыли. А когда-то автору вручали премии и выпрашивали права на экранизацию.
Роман и вспоминают теперь благодаря фильму «Про любоff» с Бондарчуком и Сутуловой.
Но книга от фильма отличается существенными деталями. Поэтому без сравнений не обойтись
Роман «Про любоFF/ON»
Название не столько литературное, сколько рекламное. Внимание привлекает, товар продвигает. Как в слоганах: смесь русских и английских букв, да ещё имитация маркировки «включить/выключить».
Автор использует приём литературной игры: повествование ведётся попеременно от лица двух участников любовной истории – Даши и Влада.
В первой части слово берёт героиня, и получается традиционный женский роман
Даша – скромная и порядочная аспирантка, специалист по технике речи. Подрабатывает логопедом. Как и положено романной героине, воплощает лучшие качества: занимается с детьми из детского дома, подбирает бездомную собаку на тёмной улице, испытывает сочувствие к проблемам окружающих.
Только одного не хватает Даше: у неё нет красивых модных вещей. Аспирантской стипендии и подработок хватает лишь на то, чтоб иметь одни сапоги, единственные колготки и небольшой набор универсальной одежды – водолазки, строгие юбки, джинсы.
А мир начала нулевых диктует совсем другие стандарты. Шубы, машины, Куршевели, бриллианты.
В этом мире Даша и оказывается по воле случая. Подменяя научную руководительницу, героиня проводит занятия по технике речи с богатым красивым дядей с политическими амбициями. Классический герой женского романа. Правда, женатый.
Дальше всё идёт по законам жанра: Влад дарит Даше наряды и бытовую технику, водит по дорогим ресторанам. И говорит, что с женой Ладой их ничего не связывает. В браке уже пятнадцать лет, детей нет. Влад выглядит благородно в глазах Даши – не хочет бросать бесплодную супругу, хотя близости между ними уже давно нет, и Лада проводит время в компании светских подруг или мускулистых красавцев.
По законам женского романа у героини должны быть верные друзья. И они есть. Это Рита, подруга и соседка. Рита без возражений принимает подобранную Дашей собаку Терминатора, несмотря на то что псина регулярно наносит урон имуществу и здоровью. Рита деликатно исчезает, когда застаёт подругу в объятиях Влада. Она поддерживает веру Даши в то, что счастье для Золушки возможно – ведь сама Рита успешно устроилась в Москве, нашла престижную любимую работу и состоятельного жениха Костю.
Костя, хотя и принадлежит к миру состоятельных людей, в решительный момент поступает как положено герою романа – узнав о беременности подруги, немедленно предлагает ей совместную жизнь. Обнаружена патология плода, и Костя настаивает на том, чтобы прервать беременность. Очевидно, что состоятельный человек не хочет проблем. Однако Рита не может пережить утрату – и, чтоб сохранить душевное равновесие, усыновляет мальчика Мишу из детского дома. А Костя внезапно оказывается человеком - не возражает.
У подруги всё хорошо, а для Даши обещанная сказка оборачивается кошмаром. Влад оказывается не благородным героем, а циничным и расчётливым политиком. Связь с Дашей – не любовь, а привычка к походам налево. Жена давно с этим смирилась, а вот Даша не смогла.
Вторая часть книги – рассказ Влада
И теперь читатель может взглянуть на события другими глазами. Циничный бизнесмен и политик расчётливо выстраивает имидж. Даже привлекательная внешность – результат удачной пластики. И если для поднятия рейтинга нужно покушение – его организуют. Надо лишь выбрать подходящую жертву. Влад привык решать проблемы быстро и эффективно.
Но в то же время Влад не является законченным негодяем – он просто другой, не такой, каким представила его себе Даша. В чём-то циничнее, в чём-то честнее. Просто он живёт по законам другого мира. Где люди настолько пресыщены, что с жиру бесятся.
Отличия книги и фильма
Фильм режиссёра Ольги Субботиной создан людьми, про которых написана книга. Столичные мажоры, сливки общества, герои глянца. И они, конечно, постарались сделать персонажей максимально привлекательными. Не всех персонажей, только состоятельных.
В фильме Даша и её подруга Рита выглядят охотницами за богатыми мужьями. Рита вообще из сотрудника дизайнерской фирмы превратилась в педикюршу. А между тем, в романе она не хочет бросать работу после замужества. То есть обе девушки – молодые и целеустремлённые.
Даша в книге публикует научные статьи и получает приглашение поработать в Лондоне.
Правда, остаётся загадкой, зачем англичанам нужен специалист по технике русской речи, но это причуды авторской фантазии
Ключевой момент сюжета – спланированное покушение на Влада – в фильме тоже подвергся изменениям. Режиссёр решил оправдать героя: по плану, никто не должен был пострадать. А в книге всё циничней: пуля прилетела туда, куда и должна была. Правда, Дашей жертвовать герой не собирался. Девушка дважды ошиблась в оценке Влада: и тогда, когда считала его прекрасным принцем, и тогда, когда подозревала в нём хладнокровного злодея.
И, конечно, в фильме немного иначе показано светское общество
В фильме это прекрасно-томная Оксана Фандера в роли несчастной Лады и голосистая Мария Максакова в роли её подруги Ларисы.
В романе все эти дамы на одно лицо – с губами. Никто ничем не выделяется. Все одинаково противны
Всегда голодная Даша покупает пельмени, а мечтает о блинах с икрой. А светские львицы небрежно говорят ей: Блины с икрой – это кич.
В фильме этот момент усилен. Роскошные дамы презрительно морщатся на скромные туалеты героини и шипят с ядовитой улыбкой: Это больше не носи.
Невольно думаешь: ну зачем вам, упакованным по самую макушку, унижать людей? Чего вам не хватает? Вроде бы всё есть, можно смотреть на мир… если не добрее, то равнодушнее. У вас же есть дорогие машины с дисками в стразах и чехлами из белой норки в салоне. У вас же есть шоколад по цене бриллиантов и холодильники для шуб. Чего вы всё с жиру беситесь?
Влад оказался в комнате, отделанной темным деревом, поеденным жучками. Это потом я узнала, что за жучков надо платить дополнительно. Чтобы они дерево поели правильно.
Эти люди изображают аристократов, а ведут себя как мелкие лавочники. И мир, который они строят вокруг себя, иллюзорный. В нём даже трагедии придуманные.
В фильме у Лады и Влада есть чувства. Она страдает от того, что не может иметь детей. Влад ей сочувствует.
А в книге всё иначе. Супруги вместе 15 лет, в то время как все в их кругу разводятся. Лада – единственная, кого не сменили на молоденькую. Причина проста: это Влад бесплоден. И знает об этом только его супруга.
Да, она показательно страдает, обвиняет мужа, строит из себя жертву. И тем самым держит его на крючке. Усыновлять сироту, как Рита с Костей, Лада не собирается. Ей не дети нужны, а бриллианты. В шоколаде.
Покупать украшения для жены – все равно что ходить к стоматологу: не хочется, но надо. А потом даже приятно: знакомые хвалят и восторгаются.
Два мира. В одном люди не знают, чем ещё себя развлечь, а в другом – живут чувствами
Снег опускался на землю множеством белых ангелов. Они касались моей протянутой ладони и тут же исчезали. Это не было грустно. Вернее, это была та грусть, которую иногда хочется испытать.
Финал открытый. В книге Даша узнаёт, что Владу грозит опасность. Опасность конкретная: взрывное устройство в машине. Ей остаётся только позвонить…
А в кино всё непонятно. Может, опасность есть, может, нет. Но Даша хватается за телефон. Это предлог позвонить Владу. Только Влад не берёт трубку. И уходит в свой мир под песню Лины Милович
Мечтать
Биться о стёкла не чувствуя жар
Летать
Мне высоко, падая вниз,
Видишь – Земля