Найти в Дзене
Бабушкины рассказы

Верочка. Племянница. Глава 10.

Фото автора
Фото автора

Моя мама Нюра, так ее называли в селе, была очень свободолюбивая женщина, властная, но это черта характера проявлялась только у себя дома. При этом очень хлебосольная, гостеприимная. Любила угождать людям, как бы кого не обидеть. Не успеют ее позвать на помощь, а она уже прибежала. Отставит все домашние дела, лишь бы помочь другим. Она была среднего роста, статную фигуру не испортили даже трое родов. На щеках всегда играл румянец. Взгляд деловой и решительный. Да оно и понятно - беднота, надо думать, как свести концы с концами в семье. Сама она выросла в семье большой, но обеспеченной. Отца ее на фронт не взяли, как многодетного, восемь детей было. А мама, самая младшенькая, ей позволялось много того, чего не позволялось старшим. Ее баловали все: и родители, и старшие братья и сестры. А уж как она красиво танцевала! Волосы у нее были светло-русые, небольшие серо-зеленые глаза, порой смотрели устало. Узкая талия, красивые бедра, высокая грудь. Слегка полноватые губы редко расплывались в счастливой улыбке. Ходила она всегда быстро.

Мама – мой самый родной человек, она все способна терпеть. Моя мама никогда не влезла ко мне в семью, ни с какими нравоучениями, да и к братьям, в их семьи. В детстве она управляла нами, а вот когда появились семьи, мы никто не можем упрекнуть ее в чрезмерном участии в нашей жизни.

Я всегда, почему-то, акцентировала внимание на маминых натруженных ручках. Какую же силу имеют эти мамины нежные, милые, заботливые, надежные руки! Они никогда не боялись тяжелой работы. Очень редко она гладила меня по голове, но я до сих пор помню ее прикосновения. Когда мама держала меня за руку, я чувствовала тепло ее натруженных, мозолистых ладоней. Всю свою жизнь она собирала по копейке, чтобы купить большой дом для сыновей.

- «Будет куда снох привести» - говорила мама.

Ваню мы проводили в армию. А вскоре и Коля вернулся с учебки. Рабочий день у меня заканчивался в шесть часов вечера. Я поднималась в гору, домой. Была осень. Моросил дождик.

-Мама! Папа приехал! Муж с детками шел мне навстречу. Я побежала к нему.

-Коля!

-Верочка! Я так скучал по тебе. Как я тебя люблю, если бы ты только знала! Он целовал мое лицо, шею, лоб.

-Коля, пойдем, холодно и дети смотрят.

-Ну и пусть смотрят, как я тебя люблю. Разве это плохо? Пусть видят как я к тебе бегу.

-Пойдем Коля. Дети облепили нас с обеих сторон. Их счастью не было предела, щебетали до самого дома. После ужина Коля стал раздавать подарки, мне привез два платья, костюм, косметику, много сладостей. Детей и родителей тоже не оставил без внимания. Мы долго разговаривали в тот вечер, Коля меня похвалил за находчивость. И за поросят и за самогонку. К его приезду я даже подсобрала денег. Но родители больше уже не разрешили мне заниматься самогоноварением.

Наутро он пошел в часть доложить о прибытии. Зиму мы еще жили в доме родителей, а весной Коле предложили командировку в Монголию. Он согласился и через три месяца его отправили.

- Ну что добилась своего?- негодовала свекровь.

-Мам, ну я-то тут причем?

-Ты и при чем. Разлучница ты наша, вот ты кто.

-Как я уже устала мам, если бы ты только знала. Десять лет мы живем, а все не перестаю быть виноватой. Может, хватит уже! - Свекровь ничего не ответила. Я дождалась вызова от мужа и мы с детками поехали к нему. Провожать приехал меня брат Ваня. Он уже пришел с армии, а Вася год как служил. Довез нас до Москвы, посадил в поезд и мы помчались.

Монголия – далекая, загадочная страна. Родина великого завоевателя Чингисхана. Бескрайние просторы пустыни Гоби бороздят караваны верблюдов. Несмотря на окружавшую нас пустыню и скудную растительность, особо запомнились магнетические лунные пейзажи. Смотришь на них и тебе кажется, что ты не на планете Земля, а совершенно в другой галактике.

Ощущение невероятное! Полет мыслей уносит тебя во Вселенную. Настолько бескрайняя пустыня, бесконечный над ней небосвод и невероятное притяжение лунного света. Все это видишь и ощущаешь в теплое время года. А вот зима, не скажу, что сурова. Но к ней нужно привыкнуть.

Если на моей родине сугробы заметали дома и избы выше крыши, то здесь снег походил на твердую застывшую коросту, с какими-то витиеватыми, похожими на арабскую вязь, узорами. В солнечную погоду невозможно было смотреть без солнцезащитных очков. Искрило так, что был страх ослепнуть. Мы постоянно удивлялись, как же выживали монголы в таких условиях. Хотя удивляться особо-то и нечему: мудрая мать-природа расселила людей разных расс в те условия, в которых они могли выживать. А нам, приезжим, оставалось только привыкать к самобытной и неведомой стране.

Порой нам приходилось ездить по ночам. Что это были за ощущения, не передать словами! Белый снег казался совсем не белым, а каким-то ультрамариновым. Помните картину Ван Гога -«Звездная ночь?» Вот так и этот снежный пласт отсвечивал, переливался в своих изгибах, манил за собой… А мы ехали, ехали и ехали… Казалось, что вот- вот я дотронусь до магии по имени Луна. И, даже протяжный волчий вой нас не пугал.

Наша служба в Монголии прошла, в общем-то, беззаботно. Мы служили, дети росли. Жизнь шла своим чередом. Даты сменялись датами, а об одном из знаменательных событий нам сообщили письмом. Женится мой брат Ваня, дождаться они нас не могут, так сложились обстоятельства. Конечно, я желала своему брату всего хорошего и счастливого. Мы с мужем думали о подарках. Нам хотелось как можно скорее познакомиться с его женой, а для себя я решила, что она будет мне сестрой и подругой. Ведь у меня два брата и я очень хотела иметь сестру. Радостные чувства охватывали меня тогда. Чем меньше дней оставалось до отпуска, тем длиннее они тянулись. И вот, наконец, домой. Мы набрали подарков. Подарками мы всегда старались порадовать всех родственников. Нам с мужем всегда было приятнее дарить, чем получать. Это тоже говорило о какой-то нашей состоятельности, как финансовой, так и личностной.

Радовать подарками мы начинали с родственников мужа. На сей раз количество подарков увеличилось в связи с появлением нового члена семьи. Угодить избраннице брата старались все: и мы с мужем, и дети, и мои свекровь со свекром.

Оля была ниже среднего роста. Зеленоглазая. Милая, тихая девушка, с приятной улыбкой. Она нам показалась очень стеснительной и мы все к ней прониклись симпатией. Как оказалось, она уже ожидала ребенка. Была она из соседнего села, где и работала учительницей начальных классов. Ребята любили ее и тянулись к ней.

Вот так и произошло наше первое знакомство. В следующем году нас обрадовали племянницей. От брата пришло письмо с новостью о рождении доченьки. Таких восторженных отзывов редко встретишь. Обычно мужчины скупы и сдержаны в проявлении эмоций, а здесь для меня брат раскрылся с другой стороны. Я увидела в нем не только человека, о котором привыкла заботиться с детства, а взрослого мужчину, хорошего мужа и любящего отца. В своем письме брат описывал практически каждый миг новорожденной, который он смог застать или увидеть. И как гулит, и как переворачивается, и как улыбается, как смешно морщит носик, когда на нем прыгает солнечный зайчик. Он безмерно был рад появлению этого маленького ангела, так он ее и называл.

Когда мы увидели нашу малышку, умилению не было предела. Так и проходили наши отпуска: то у одних родственников, то у других. Но, в основном мы находились у свекров.

- « Это ваш законный дом», - так говорила свекровь. Встречали нас не только родители, но и все соседи. Летом стол был накрыт во дворе, в беседке, а зимой, был полон дом гостей.

Находясь в Монголии, мне очень не хватало своей свекрови. Я забыла все ее предвзятое отношение ко мне. Вспоминала, как она мне рассказывала разные истории, приходя с работы. Как мы с ней пили чай и к нам подтягивались соседи, бабушка Прасковья.

Нас должны были перевести в Улан-Уде, но муж запротестовал. Так как он единственный сын, имея привилегии, он попросился обратно в свой родной город, мотивируя, что там у него родители. И мы вновь вернулись домой. Но уже в свою служебную квартиру. Через некоторое время мы поехали в деревню.

-Привет родственники!

-Ой, здравствуйте, здравствуйте!

Нашему приезду были очень рады.

Сонечке, племяннице, еще не было годика. Мы с мужем купили и привезли детскую коляску для нее. Муж всю дорогу простоял в автобусе и продержал ее над головой, так как автобус был, как всегда набит битком. А ехать несколько часов. Он так устал и приехал уже не в настроении, а тут еще и Соня к нему не пошла на руки, испугалась его усов. А ко мне с удовольствием протянула свои ручонки, разулыбалась своими четырьмя зубками. Так мило! Наши детки уже были взрослыми и мы очень привязались к нашей малышке. Лизонька ее тоже не выпускала из рук. Они тянулись друг к дружке. Оля охотно ее нам давала. А брат радовался, что его доченьку все холят да лелеют.

-Завтра утром мы уедем, в понедельник на работу.

-Так быстро?

- – Надо мам.

-Ну, хорошо. Возьми масло, сыр, творог детям, да и сами поешьте.

-Спасибо мам. Утром мы вышли на автобусную остановку, которая находилась напротив магазина.

-Коль, смотри, мама с Соней бежит.

-Мам, ты чего?

-Вера, возьми пожалуйста Соню. Как раз и от груди отучит Оля.

Я очень удивилась просьбе.

-Мама, но как мы ее повезем? Автобус полный всегда. Нам стоять самим придется. Да и как она будет чувствовать. Это же ответственно очень. Что я с ней делать буду?

-Верочка, пожалуйста, возьмите. Коля, очень прошу, уж как-нибудь довезете. Надо отучить от груди, а рядом с матерью не получится. Она будет ее видеть постоянно. А я не смогу с ней быть. Работа и дома хозяйство. Посмотрите, все ноги в кровь разбиты и сняла галоши. Нога была вся в крови.

-А что Оля? Она согласна?

-Конечно, и она, и Ваня только за.

-А мама Оли? Может она бы помогла.

-У нее свое хозяйство. Подошел автобус. Мы кое-как протиснулись в него. Коля нервничал, ему же держать ребенка. А Соня всю дорогу проплакала. Приехав домой, мы вызвали скорую помощь, объяснили ситуацию, что нужно от мамы подальше ее несколько дней подержать.

Врачи скорой помощи были удивлены.

-Вы сошли с ума! У ребенка температура сорок и пять. Она же может умереть. Срочно вызывайте маму.

Соню укололи, а нам дали рекомендации как да что делать. Коля побежал на почту, дал телеграмму. Пришел ответ через два дня, что приедут через неделю. Врачи не выводились из нашего дома. Малышка не спала ни днем, ни ночью. Мы по очереди с мужем носили ее на руках, а утром, когда он уходил на работу, мы справлялись с детьми.

Постепенно Сонечке становилось лучше. Недели шли за неделями, а родители не приезжали. Соня стала меня называть мамой.

Прошел месяц. Приехали брат с женой, а Соня и идти не хочет, тянет ручонки ко мне:

- «мама, мама». Погостив у нас некоторое время, они уехали к себе домой. Через некоторое время я вышла на работу в отделение кадров.

-Вера, Вы занимаетесь отбором, - объявил начальник отдела, проводите беседы и направляете на комиссию.

Мне очень нравилась моя работа. Я любила работать с людьми.

Брат с женой и дочерью часто приезжали к нам в гости. Лиза всегда смотрела за Соней, порой, ей и погулять невозможно было.

-А Соню с кем?

Собравшись вечером за столом, мы переговорили с братом, не хочет ли он послужить, пока идет набор на службу по контракту.

-А чего тебе в деревне делать?

-Надо подумать, но скорее всего, пошел бы, - ответил брат.

-А ты Оля, что на этот счет думаешь?

-С удовольствием поддержу Ваню, а что нам и в правду в деревне делать.

Наутро он заполнил анкету, а через неделю его вызвали на комиссию.

-В потом проверка, оформление. Это же граница, застава.

Так через некоторое время он вместе со своей семьей уехал служить на заставу. Через полгода его отправили учиться на младшего лейтенанта, а Оля с Соней были все это время у нас.

Свекровь уже меньше влезала в наши дела, но все-таки советы иногда давала. Порой и о себе что-нибудь да расскажет. Жизнь ей не мало уроков преподнесла.

Продолжение следует…