Найти тему
Порцелиновый фан

Сервизы на форме\фасоне "Цилиндрический". Дулёво.

Форма предметов чайного сервиза, которая тяготеет к цилиндрической, также естественна для Франции, как форма, тяготеющая к шару, для России. В период позднего МОДЕРНА (1910-1915 гг.) форма, уже близкая к цилиндрической - в виде бочонка - "перебралась" и в Россию, и тогда же получила повсеместное распространение. При этом ручки были т.н. геометрических форм (в виде четырёхугольника, прямоугольника и треугольника). Ещё раз - 1910-й год и позднее - время заката МОДЕРНА, все немного "устали" от роскоши, и мода, совершив очередной виток, упростилась, преобразившись в более строгую. В следующей галерее представлены чайные пары в виде бочонка с ручкой треугольником и клеймом "Гарднер в Москве" как раз тех лет. Для читателей напомню - завод в Вербилках был выкуплен "Тов-м М.С. Кузнецова" в 1891-92 гг. у Елизаветы Николаевны Гарднер (1838-1913), последней владелицы фабрики, с правом и в дальнейшем использовать в производстве старые гарднеровские формы и ставить на них гарднеровские же клейма, что и делалось вплоть до 1917-го года - времени захвата власти в России большевиками.

В период между Мировыми войнами в Европу пришёл новый Большой стиль - АР-ДЕКО. С одной стороны, он в какой-то степени копировал "старый" довоенный АР-НУВО, скрытым лозунгом которого была фраза "любой предмет обихода должен быть одновременно и произведением искусства"; с другой стороны, настоящие произведения искусства оказались настолько сложны в изготовлении и дороги в продаже, что насытить рынок ими не получилось бы никогда, соответственно, необходимо было стандартизировать (воспитать!) вкусы населения, упростить дизайн и создать нечто, что можно было бы делать быстро, дёшево, лучше - на конвейере, с минимальным использованием ручного труда.

В 1920-х годах на множестве предприятий бывшей Российской империи были внедрены формы, соответствующие бочонку и цилиндру. При этом ручки и хваты имели т.н. "геометрические" формы. В галереях ниже можно заметить, как видоизменялась форма сервизов у различных фабрик в 1920-х годах. И как они в целом похожи между собой и в форме, и в росписи. Рассматриваются фабрики в Дулёве, в Вербилках, в Песочном (все - бывш. Т-во М.С. Кузнецова) и в ГрУзино (бывш. Т-во И.Е. Кузнецова).

Все 1920-е годы в изготовлении посуды большинство фарфоровых предприятий (кроме ГФЗ!) ориентировалась по привычке на европейскую континентальную моду (Францию и Германию). Отсюда все эти женские головки, цветочки и пасторальные сценки в медальонах, мелкий золотой штампованный узор и неполное крытьё. Возможно также, что после разрухи времён "военного коммунизма", свои деколи в России тогда просто перестали производить. Как говорится ныне - "страна лишилась компетенции производства". А раз своего нет, приходилось закупать то, что предлагали "уважаемые партнёры"...

Такая мелкобуржуазная эстетика времён НЭПа нещадно критиковалась властями с новых антибуржуазных позиций, но вплоть до начала 1930-х годов, когда с наркоматов начали назначать ответственных за художественное оформление продукции с широкими полномочиями, на заводах всю эту критику пропускали мимо ушей. На счастье дулёвской фабрике главным художником предприятия в 1932-м году был назначен молодой выдвиженец с архитектурным образованием двадцатидвухлетний Пётр Васильевич Леонов.

Кофейный сервиз от ГрУзино - как пример фасона середины 1920-х годов от новгородских предприятий (бывш. Тов-ва И.Е. Кузнецова).

А вот сахарница от Первомайской фабрики (Песочное) с клеймом "Фарфортрест").

Сервиз "Жницы" по рисункам М.М. Адамовича (см.ниже) уже был рассмотрен на канале в статье, посвящённом художнику. Адамович работал на предприятии в Дулеве с 1927-го по 1934-й годы. В целом сервиз оформлен в стилистике ШИНУАЗРИ. Все 1920-е годы по неведомой мне причине (хотя причин могло быть и несколько: например, простейшая нехватка золота, и соответственно, более дешёвая отделка посуды кирпично-красным колером - под Китай; игры с Китаем, которого СССР таким образом (???) хотел политически привлечь на свою сторону, и т.д. и т.п.) роспись посуды "под Китай" была распространена повсеместно. Здесь от ШИНУАЗРИ осталось лишь внешнее оформление, сами же сценки вполне европейские, "трудовые", красная косынка крестьянки вполне указывает на постреволюционную Россию. Чтобы не оставалось никаких сомнений в стране-производителе, на каждом предмете деколью сделан дополнительный рисунок: молот, лежащий на скошенной пшенице, из-под которой выглядывает шестерня (серп, молот и шестерня - символы масонства, перекочевавшие в революционную Россию вместе с отрядами бундовцев, причём два из них - серп и молот - стали основой государственной символики СССР, союзных республик, а также эмблемой всего мирового коммунистического движения)...

А это - чашка с деколью с рисунком по эскизу С.В. Чехонина, выполненная в Дулёве в период НКМП (т.е после августа 1934-го года), что подтверждается соответствующей маркировкой... Чехонин к тому времени давно за границей, если, вообще, жив (скончался в 1936-м году).

Очевидно, что общее движение в сторону цилиндрической формы предметов в Дулеве шло постепенно все двадцатые годы, у фасона не было какого-то одного автора, который бы в одночасье принёс эскизы и сказал бы: держите, ребята, я разработал "с нуля" абсолютно новый фасон! В форумах гуляет имя Белухин Т.Г. (за ним записали создание формы, причём инициалы не расшифровываются, на сайте подмосковных художников и скульпторов XX-го века это имя не представлено). По-другому, форма называется "№39". В конечном результате все предметы получили форму, тяготеющую к цилиндру, сливочник лишился крышки (а это удешевление производства - минус две операции: не надо изготавливать крышку, и не надо расписывать крышку). Накладные ручки у всех предметов треугольной формы. А вот треугольные хваты на крышках, более естественные для такой эстетики, были удалены, видимо, также по соображениям экономии (их необходимо было изготавливать отдельно, как и ручки, и затем прилеплять к крышкам) - их заменили на хваты-пипки, которые с крышками представляют единое целое и льются в одной форме.

А теперь представляю то, что получилось в результате всей этой конкуренции, дивергенции и конвергенции, мимикрии и дарвиновского естественно-искусственного отбора 1920-х годов в фарфоре РСФСР - а именно, новую (тогда) форму "Цилиндрическая" (фасон "Цилиндрический" или "№39").

Ну а насколько новый фасон придётся по душе публике, во многом зависит от художников. Впрочем, с художниками в Дулёво никогда проблем не было. Расписывали, и ещё как!

Из  Музея в Дулёво. Фото взято из свободного доступа в интернете. "Сказочная" роспись.
Из Музея в Дулёво. Фото взято из свободного доступа в интернете. "Сказочная" роспись.
Из  Музея в Дулёво. Фото взято из свободного доступа в интернете. "Узорчатая" роспись".
Из Музея в Дулёво. Фото взято из свободного доступа в интернете. "Узорчатая" роспись".
Из  Музея в Дулёво. Фото взято из свободного доступа в интернете.
Из Музея в Дулёво. Фото взято из свободного доступа в интернете.

На продажу сервизы подобной формы начали поставлять в больших количествах с начала 1930-х годов.

В галерее ниже представлены несколько "ширпотребных" наборов подобной формы разных лет.

То ли в результате естественной конкуренции (когда фирмы копируют друг у друга наиболее востребованные эстетические решения), то ли по распоряжению сверху, раз главным собственников всех предприятий СССР выступало государство, но самое интересное, что самые различные предприятия РСФСР, и даже шире - СССР - копировали данную форму до степени смешения и неразличимости.

Смотрим ещё несколько сервизов других предприятий... "Пролетарий" (бывш. "Бронницы").

Форма предметов сервиза от "Пролетария" также похожа на дулёвскую. Отличие в форме хвата на крышках - он не шаровидный, а в форме шайбочки. Сливочник с крышкой - более эффектный выбор. Ну и конечно, роспись. Такие пейзажные рисунки в медальонах на ярко-синем крытье делались исключительно в Бронницах. Если у кого-то из читателей есть иная информация - поправьте.  Фото взято из свободного доступа в интернете.
Форма предметов сервиза от "Пролетария" также похожа на дулёвскую. Отличие в форме хвата на крышках - он не шаровидный, а в форме шайбочки. Сливочник с крышкой - более эффектный выбор. Ну и конечно, роспись. Такие пейзажные рисунки в медальонах на ярко-синем крытье делались исключительно в Бронницах. Если у кого-то из читателей есть иная информация - поправьте. Фото взято из свободного доступа в интернете.

Интересно, что подобную форму подхватили и предприятия за пределами РСФСР. Например, украинская фабрика в Городнице (Житомирская обл., см. галерею ниже), которая, по совпадению, в те же (довоенные) годы носила имя "Коминтерн" - так же, как и бывш. "На Волхове" новгородского кластера. Но заметить разницу можно: у треугольника ручки одна сторона выгнута наружу, тела чайника и сахарницы имеют некоторое расширение книзу и выпуклую крышку. Также треугольники ручек чайника и сахарницы немного вытянуты вверх - как уши нерадивых учеников.

Практически все 1930-е годы такая форма "царила" в СССР, и в сознании людей была накрепко связана с главенствующим тогда в архитектуре и в декоративно-прикладном искусстве "большим" мировым стилем АР-ДЕКО. Редкие фарфоровые предприятия не выпускали что-то подобное. Одно из таких редких - ГФЗ. В послевоенное время и вплоть до конца 1950-х годов фасон "Цилиндрический" был в ходу, активно выпускался, хотя его и вытесняли более "молодые" шарообразные формы, такие как "Тюльпан" (то же Дулёво и ЛФЗ), "Киевская" (Дулёво) и "Стандарт" (Вербилки). Однако, как и множество других решений, которые принимались в культуре в те годы, решение по данной форме было волюнтаристским: в конце 1950-х форму было приказано снять. Иначе просто не объяснить одновременное прекращение выпуска посуды на этой форме (фасоне) на всех главных фарфоровых предприятиях как минимум РСФСР. Как обычно, дольше продержалась периферия: наборы цилиндрических чашек с треугольной ручкой и с клеймом Песочного или "Пролетария" умудрялись выпускать и в "шестидесятые".

Можно сказать, что эта посуда того поколения Советских людей, на долю которого выпали Индустриализация, Война и послевоенное строительство - когда после тяжелейшей войны всего за десять лет экономика страны в целом была восстановлена.

Спасибо всем, кто дочитал, кому интересен фарфор. Не как материал, не как посуда, статуэтки, панно и прочие элементы декора, а как неотъемлемая часть культуры Человечества. Узнавайте для себя что-то новое о фарфоре, если понравилось - ставьте лайк, делитесь с друзьями. Если интересуетесь темой - подписывайтесь.