Германия, 30-ые годы. Пока Гитлер приходит к власти, в окрестностях Дюссельдорфа находят трупы молодых девушек. Местная полиция сбилась с ног, разыскивая убийцу, которого успели окрестить «Вампиром». В то время как сам убийца наблюдает со стороны за тщетными поисками, и продолжает свой кровавый путь.
Десятая режиссёрская работа Робера Оссейна, более известного как актёра. Вторая значимая попытка переноса на экран истории Петера Кюртена, который прорубил для маньяков дорогу в большое кино в переосмыслении через образ Ханса Беккерта в знаменитом «М» Фрица Ланга.
Хотя Ланг не просто так написал образ Беккерта практически с нуля, поскольку его кино в большей степени было анализом общественных процессов. Однако слава источника вдохновения была столь громкой, что с тех пор «М» многие воспринимают исключительно как историю о Кюртене. Поэтому когда Робер Оссейн решил снять свою версию истории про «вампира из Дюссельдорфа», то многие критики заочно сравнивали его работу с «М». Действительно, социального подтекста здесь хватает.
Фильм начинается с кадров хроники событий 30-ых, сопровождаемых авторским комментарием о событиях в стране, и о жизни в тот исторический период. Пока начинают вызревать крупные мировые преступления, в обществе плодятся преступления маленькие – и как раз к таким причисляют маньяка Кюртена. Петер Кюртен в интерпретации Робера Оссейна тоже далёк от своего исторического прототипа. Но всё равно интересен.
Социально-политический контекст картины сравнивали с «М», в то время как образ убийцы может вполне вызвать в памяти Энтони Перкинса из «Психо». А ещё складывается впечатление, что кое в чём Оссейн предвосхитил вышедшего через пять лет «Конформиста» Бернардо Бертолуччи.
Основой картины оказывается не личность Куртена, а его чувство к ветренной певичке. Невольными жертвами оказываются молодые девушки, похожие на неё, и те неудачные поклонники, что встают между убийцей и его объектом обожания. Примечательно, что в этой вымышленной истории Кюртен периодически пишет письма в полицию, напоминая о своём существовании, а в финальной облаве умудряется обхитрить представителей правопорядка.
При этом важным элементом остаётся его настольная книга «Моя борьба» Гитлера – и в фильме показаны некоторые события из жизни Кюртена, которые свидетельствуют о том, что книгу он читал внимательно – и идеи её одобряет.
Конечно в сравнении с упомянутым «Конформистом» или же с «Месье Верду» - ну и, разумеется, в сравнении с «М», работа Оссейна немного проигрывает по объёмности своего высказывания. Слишком прямолинейно утверждение о том, что подобный «вампир» мог зародится только в таком обществе.
Пока Оссейн следует в истории Кюртена за его трагичной одержимостью, контекстное поле несколько сужается, возводя происходящее скорее в разряд личной драмы. Можно конечно было бы воспринимать это всё метафорически – но уж больно тогда всё выйдет притянутым за ушли. В целом очень недурственный фильм, достаточно хороший получился образ, пусть и ушедший далеко от своих исторических корней.
А что вы думаете о фильме? Поделитесь своим мнением в комментариях.