Найти тему
Фильманьяк

Вампир из Дюссельдорфа (1965) - маньяк как порождение фашизма в предвоенной Германии

Облик Кюртена предстаёт в разительном контрасте. Днём он - представитель рабочего класса. Ночью же выглядит как утончённый буржуа.
Облик Кюртена предстаёт в разительном контрасте. Днём он - представитель рабочего класса. Ночью же выглядит как утончённый буржуа.
Германия, 30-ые годы. Пока Гитлер приходит к власти, в окрестностях Дюссельдорфа находят трупы молодых девушек. Местная полиция сбилась с ног, разыскивая убийцу, которого успели окрестить «Вампиром». В то время как сам убийца наблюдает со стороны за тщетными поисками, и продолжает свой кровавый путь.
Объектом вожделения становится певица из местного кабаре, исполняющая раз за разом лирическую песню «Ночная красавица».
Объектом вожделения становится певица из местного кабаре, исполняющая раз за разом лирическую песню «Ночная красавица».

Десятая режиссёрская работа Робера Оссейна, более известного как актёра. Вторая значимая попытка переноса на экран истории Петера Кюртена, который прорубил для маньяков дорогу в большое кино в переосмыслении через образ Ханса Беккерта в знаменитом «М» Фрица Ланга.

Очень ненавязчивая отсылка к «Носферату» - сперва к жертве приближается тень вампира.
Очень ненавязчивая отсылка к «Носферату» - сперва к жертве приближается тень вампира.

Хотя Ланг не просто так написал образ Беккерта практически с нуля, поскольку его кино в большей степени было анализом общественных процессов. Однако слава источника вдохновения была столь громкой, что с тех пор «М» многие воспринимают исключительно как историю о Кюртене. Поэтому когда Робер Оссейн решил снять свою версию истории про «вампира из Дюссельдорфа», то многие критики заочно сравнивали его работу с «М». Действительно, социального подтекста здесь хватает.

Не раз подчёркивается мотив вуайеризма.
Не раз подчёркивается мотив вуайеризма.

Фильм начинается с кадров хроники событий 30-ых, сопровождаемых авторским комментарием о событиях в стране, и о жизни в тот исторический период. Пока начинают вызревать крупные мировые преступления, в обществе плодятся преступления маленькие – и как раз к таким причисляют маньяка Кюртена. Петер Кюртен в интерпретации Робера Оссейна тоже далёк от своего исторического прототипа. Но всё равно интересен.

При этом в один момент этот мотив раскрывается в ином плане - Кюртен становится безмолвным свидетелем беспредела, учинённого нацистами.
При этом в один момент этот мотив раскрывается в ином плане - Кюртен становится безмолвным свидетелем беспредела, учинённого нацистами.

Социально-политический контекст картины сравнивали с «М», в то время как образ убийцы может вполне вызвать в памяти Энтони Перкинса из «Психо». А ещё складывается впечатление, что кое в чём Оссейн предвосхитил вышедшего через пять лет «Конформиста» Бернардо Бертолуччи.

Постоянно находящаяся в зените мужского внимания, Анна рассматривает очередного кроткого поклонника как игрушку.
Постоянно находящаяся в зените мужского внимания, Анна рассматривает очередного кроткого поклонника как игрушку.

Основой картины оказывается не личность Куртена, а его чувство к ветренной певичке. Невольными жертвами оказываются молодые девушки, похожие на неё, и те неудачные поклонники, что встают между убийцей и его объектом обожания. Примечательно, что в этой вымышленной истории Кюртен периодически пишет письма в полицию, напоминая о своём существовании, а в финальной облаве умудряется обхитрить представителей правопорядка.

Знаменательная сцена, в которой Кюртен вкладывает признание в убийствах в декларацию Адольфа Гитлера.
Знаменательная сцена, в которой Кюртен вкладывает признание в убийствах в декларацию Адольфа Гитлера.

При этом важным элементом остаётся его настольная книга «Моя борьба» Гитлера – и в фильме показаны некоторые события из жизни Кюртена, которые свидетельствуют о том, что книгу он читал внимательно – и идеи её одобряет.

В изумительно снятом финале вчерашние поклонники панически бегут, не замечая, как их объект поклонения оказывается пред лицом надвигающейся опасности.
В изумительно снятом финале вчерашние поклонники панически бегут, не замечая, как их объект поклонения оказывается пред лицом надвигающейся опасности.

Конечно в сравнении с упомянутым «Конформистом» или же с «Месье Верду» - ну и, разумеется, в сравнении с «М», работа Оссейна немного проигрывает по объёмности своего высказывания. Слишком прямолинейно утверждение о том, что подобный «вампир» мог зародится только в таком обществе.

Игра Оссейна - одно из лучших достоинств фильма. Поскольку при внешней статичности его эмоции выражаются в едва уловимых тонких элементах.
Игра Оссейна - одно из лучших достоинств фильма. Поскольку при внешней статичности его эмоции выражаются в едва уловимых тонких элементах.

Пока Оссейн следует в истории Кюртена за его трагичной одержимостью, контекстное поле несколько сужается, возводя происходящее скорее в разряд личной драмы. Можно конечно было бы воспринимать это всё метафорически – но уж больно тогда всё выйдет притянутым за ушли. В целом очень недурственный фильм, достаточно хороший получился образ, пусть и ушедший далеко от своих исторических корней.

А что вы думаете о фильме? Поделитесь своим мнением в комментариях.