208 подписчиков

Месье Верду (1947) - Чарли Чаплин в роли серийного убийцы в центре гуманистической истории

Верду не раз словно обращается взглядом к зрителю, подчёркивая внутренний дискомфорт от нетерпеливого взаимодействия с вдовами, скупо чахнущими над своим богатством.
Верду не раз словно обращается взглядом к зрителю, подчёркивая внутренний дискомфорт от нетерпеливого взаимодействия с вдовами, скупо чахнущими над своим богатством.
1930-ые годы, Париж. Элегантный пожилой мужчина, Анри Верду, ведёт дружбу по переписке сразу с несколькими женщинами. Визит к каждой заканчивается одинаково - вдова умирает, денежные средства испаряются. Анри редко бывает дома, где у него есть жена и сын. Они не подозревают о тёмных делах главы семейства, думая, что его работа связана с постоянными командировками.
Чарльз Чаплин вновь подтверждает высказывание «Талантливый человек талантлив во всём». Взять хотя бы его мастерство как композитора. Перебивки с видом колёс мчащегося паровоза, знаменующие очередное путешествие Верду, сопровождаются резким скрипичным арпеджио по квартам. Казалось бы, двухсекундная мелодия. Но как великолепно она выражает озорную прыть Верду, с которой тот колесит по стране навстречу новым жертвам.
Чарльз Чаплин вновь подтверждает высказывание «Талантливый человек талантлив во всём». Взять хотя бы его мастерство как композитора. Перебивки с видом колёс мчащегося паровоза, знаменующие очередное путешествие Верду, сопровождаются резким скрипичным арпеджио по квартам. Казалось бы, двухсекундная мелодия. Но как великолепно она выражает озорную прыть Верду, с которой тот колесит по стране навстречу новым жертвам.

Вряд ли где-то можно встретить упоминание подобного факта, однако – Чарли Чаплин играл серийного убийцу. «Месье Верду» был основан на идее Орсона Уэллса, который проявил интерес к персоне Анри Ландрю, серийного убийцы из Франции, который действовал как типичный брачный аферист, но при этом избавлялся и от улик и от свидетелей.

Безумно уморительный эпизод с оказией посреди озера может восприниматься в ещё более смешном свете, если представить происходящее пародией на «Американскую трагедию» Теодора Драйзера.
Безумно уморительный эпизод с оказией посреди озера может восприниматься в ещё более смешном свете, если представить происходящее пародией на «Американскую трагедию» Теодора Драйзера.

Ландрю действительно наделал шуму – это и фарсовый судебный процесс, и громкое прозвище от прессы, которая нарекла его «Синей бородой», и несколько экранизаций его жизни. Самая известная выйдет через 15 лет из под руки Клода Шаброля. «Месье Верду» же не стоит воспринимать как пересказ истории Анри Ландрю – все совпадения можно считать случайностью.

В традиционном понимании Верду должен восприниматься как многоликое зло, а его жертвы - невинные овечки. Однако мы смотрим «комедию убийств». Акт убийства становится для Верду уже не средством на пути к деньгам, а единственно возможным способом отвязаться от сварливых поклонниц.
В традиционном понимании Верду должен восприниматься как многоликое зло, а его жертвы - невинные овечки. Однако мы смотрим «комедию убийств». Акт убийства становится для Верду уже не средством на пути к деньгам, а единственно возможным способом отвязаться от сварливых поклонниц.

Используя исторический материал в виде человека, который отличался многоликостью, обманывая простодушных вдов из высшего общества, Чаплин творит на его месте собственного персонажа, в котором угадываются некоторые черты Бродяги-маленького человека. И если изначально фильм подаётся с подзаголовком «Комедия убийств», то в какой-то момент понимаешь, что форма комедии здесь лишь формальная – и ближе к финалу фильм идёт уже на полных мощностях драмы, становясь весомым социально-политическим высказыванием.

Контраст между показным лицемерием и открытой душой налицо. В эпизодах, где показывается настоящее лицо Анри, как отлично чувствуется условность произведения, через которое Чаплин выражает транслирует зрителю преисполняющий его гуманизм.
Контраст между показным лицемерием и открытой душой налицо. В эпизодах, где показывается настоящее лицо Анри, как отлично чувствуется условность произведения, через которое Чаплин выражает транслирует зрителю преисполняющий его гуманизм.

Гораздо лучше можно это понять, если вспомнить, какие трудности были с выпуском «Великого диктатора» и как после войны Гувер и его команда старались сжить Чаплина со свету. Поэтому последнее слово Верду на суде воспринимается чуть ли не как личное заявление Чарли Чаплина общественности и миру. Важный момент – герой сам сдаётся полиции, поэтому здесь глупо пытаться его обвинять в переложении личной ответственности.

В самых последних кадрах Анри абсолютно спокоен, потому что ему больше ни к чему маска. Если раньше он был вынужден лгать даже собственной семье, то теперь этот человек наконец-то может выдохнуть, наслаждаясь возможностью быть собой.
В самых последних кадрах Анри абсолютно спокоен, потому что ему больше ни к чему маска. Если раньше он был вынужден лгать даже собственной семье, то теперь этот человек наконец-то может выдохнуть, наслаждаясь возможностью быть собой.

Творцу на тот момент было уже далеко за 50, он лично наблюдал за теми потрясениями, через которые проходил этот мир – и, кажется, стал немного пессимистичен. И говоря о личной ответственности – если уж и рассматривать Верду не как человека, который делает бизнес, где главный инструмент – яд, а, скажем так, как вершителя судеб, то можно вывести следующее заключение. Человека порочного, но со стержнем нравственности, Верду щадит – а обществу выносит приговор.

Знаменитые усики щёточкой трансформировались во французские. Но приёмы пантомимы и буффонады всё ещё в арсенале.
Знаменитые усики щёточкой трансформировались во французские. Но приёмы пантомимы и буффонады всё ещё в арсенале.

Неудивительно, что «Месье Верду» в прокате душили как могли. Теперь последние кадры, где Верду шагает походкой бродяги на эшафот, воспринимаются чуть ли не как то, что Чаплин всё же предвидел успех стараний Гувера. Впрочем, режиссёр в своём творчестве отличался моментальной реакцией на реальность – «Новые времена» и «Великий диктатор» тому подтверждение.

Ещё одно преображение Верду происходит, когда он находит родственную душу. Тревожная сцена оборачивается настоящим праздником любви.
Ещё одно преображение Верду происходит, когда он находит родственную душу. Тревожная сцена оборачивается настоящим праздником любви.

А вот «Месье Верду», вышедший в 1947 году, внезапно становится и неким осмыслением реальности с позиции прошлого – во вступлении мы видим дату на могиле главного героя – 1937 год. Путь героя можно очертить от начала Великой депрессии до начала войны. С учётом того, что на момент написания сценария Чаплин уже прекрасно знал, что было в то время, неутешительные итоги, что он подводит в финале фильма, воспринимаются как высказывания человека мудрого. По любому заслуживает просмотра.

А что вы думаете о фильме? Поделитесь своим мнением в комментариях.