Бывает дружба крепкой с детства и на всю жизнь. Бывает, люди дружат, потом теряются, скучают, находят друг друга. Бывает дружба неустойчивой, когда казалось бы – вот это да, насколько сблизились ребята, не разлей вода, на всю жизнь не иначе, но стоит появиться трещинке в отношениях и очень скоро дружба, казавшаяся вечной, начинает лопаться по швам. А порой и скрытая вражда воспринимается как истинная дружба..
Лиза и Таня познакомились, как говорят, ещё в песочнице. Жили девочки в одном дворе. Танина мать, женщина обеспеченная, позаботилась о том, чтобы дочка нашла себе подружку из хорошей семьи. И Лиза на эту роль вполне подходила. Папа её работал учителем истории, мама была библиотекарем. Жили скромно, но зато девочка никогда не знала, что такое скука. И книжки читали вслух, и в лес на лыжах ходили, и снежных баб лепили, а когда Лиза поступила в музыкальную школу, родители присутствовали на всех её выступлениях. Даже если дочке предстояло сыграть в ходе концерта одну маленькую пьеску, это превращалось в целое событие. Мама помогла Лизе застегнуть на мелкие пуговки синее бархатное платье, повязывала нарядный бант. Отец бежал за тортом, чтобы после концерта устроить чаепитие.
У Тани всё было иначе. Отца у неё не было, зато мама занимала высокую должность и постоянно была занята. От дочери она «откупалась» дорогими игрушками, богатым выбором одежды и отпуском раз в год, который маленькая семья проводила, как правило, заграницей.
Лиза только восторженно вздыхала, слушая рассказы подруги о замках в Европе, катании на слонах в Таиланде, и подводном плавании в Египте. Подолгу разглядывала она изящных куколок, привезённых издалека. Девочка с малых лет знала цену деньгам, потому что её семья жила «от зарплаты до зарплаты». Так что Лиза хорошо понимала, что никогда не сможет конкурировать с Таней – не будет у неё таких нарядов, и вряд ли она в ближайшие годы увидит Париж или Мадрид. Разве что когда вырастет.
Лиза и предположить не могла, что Таня тоже завидует ей. Причём чувство это жгучее, не дающее покоя. Возвращалась из школы Татьяна в пустую квартиру. Разогревала обед, делала уроки, а потом до вечера маялась одна в четырёх стенах. С кружками как-то не сложилось.
— Зачем это тебе? — пожала плечами мама, — Водить тебя я всё равно не смогу, мне некогда. А если ты одна пойдёшь так далеко, я буду переживать, что ты под машину попадешь или ещё что-то случится. У тебя и дома есть чем заняться. Компьютер, игры вон какие хочешь, фильмы… Отдыхай, пока возможность есть. А если совсем скучно станет – к Лизе в гости сходи.
Мать не понимала, как тяжело было для Тани навещать подругу. Простая, но такая вкусная еда, разговоры за столом – взахлёб, интереснейшие рассказы Игоря Михайловича, отца Лизы – рот откроешь и заслушаешься. А мама в это время гладит платье, в котором Лиза пойдёт завтра в школу. Тоже слушает и улыбается. Таня возвращалась домой, бросалась на кровать и плакала – ей казалось, что никто её так не любит и не полюбит никогда, как подружку. А потом Таня ходила по комнатам и зажигала свет, ей было страшно оставаться одной в пустом доме, она знала, что мать вернётся не раньше девяти вечера. Наскоро поест, ляжет «отмокать» в ванну, позвонит подружке…. И у неё не останется времени, чтобы спросить – как у дочки дела.
Несколько раз Таня не выдерживала и делала какую-нибудь подлость подруге. Ещё в начальной школе, когда девчонки играли в прятки, и Лизе выпало водить, Таня предложила ребятам пойти к ней домой. И там компания, выглядывая из-за штор, смотрела, как мечется по двору бедная Лиза, пытаясь найти подружек, которые как в воду канули.
Став постарше, Таня не раз говорила классной руководительнице:
— А знаете, Лиза распространяет про вас такие сплетни… Только вы не выдавайте меня. Мне просто за вас обидно, когда я гадости слышу.
И не было ничего удивительного в том, что учительница, в конце концов, возненавидела Лизу, хотя та и была примерной ученицей и никогда не сплетничала, тем более, об учителях. Преподавательница стала занижать Лизе оценки и всячески принижала девушку. Родители были уже готовы перевести дочь в другую школу, но Лиза попросила их этого не делать.
Дело было в том, что она влюбилась. Впервые в жизни влюбилась – в своего одноклассника. Саша сидел за четвёртой партой в третьем ряду, а Лиза и Таня – за пятой. Они привыкли поддерживать друг друга на уроках. Если Сашу поднимали с места на литературе или истории, Лиза виртуозно подсказывала, почти не шевеля губами. А на контрольных по математике и физике Саша подбрасывал соседке туго свернутую бумажку с решёнными задачами.
Потом был новогодний вечер, и юноша пригласил Лизу на медленный танец. Никто из одноклассников не обратил на это внимания – танцевали почти все — но Таня почувствовала о боли знакомый укол зависти. Она слишком хорошо знала подругу и видела, что Лиза просто расцвела от счастья.
Таня не ошиблась. На другой день Лиза призналась ей, что влюблена, и, кажется, это взаимное чувство. Она, конечно, ещё не вполне уверена, но…
— Я тебе помогу, — тут же пообещала Таня, — Поговорю с Сашкой. Я же не краснею и не теряю дар речи, когда с ним общаюсь, как это делаешь ты. Если он тоже влюблён в тебя, ему будет легче признаться в этом мне, твоей подруге.
Лиза горячо благодарила Таню. А подруга в тот же день попросила Сашу проводить её домой. Объяснила, что в это время возле её подъезда толчётся какая-то компания, страшно мимо проходить. А Саша занимается боксом, с ним рядом она ничего не боится. Парень не смог отказать, но бросил короткий взгляд на Лизу – словно безмолвно извинился.
Всю дорогу Татьяна пела Саше дифирамбы – говорила, какой он умный, какое будущее его ждёт, как на него запали все девчонки, и она не исключение.
— А Лиза? — спросил Саша несмело.
— Ну, она у нас такая странная… Зубрилка, отличница. Говорила мне, что хочет в какой-нибудь престижный вуз поступить, чтобы закадрить богатого парня. У неё ж семья всю жизнь бедно жила, ей это надоело, захотела в люди выбиться. Как уж там будет выглядеть её принц – это неважно, но чтобы непременно был «на коне» — с квартирой, машиной, высокой зарплатой, загранпоездками…
— И всё это она тебе сама сказала? — допытывался Саша.
— Ну да, — Таня пожала плечами, будто, само собой разумеется, — Вот я другая. Может быть, потому что у меня с детства всё было. Богатой жизни я наелась и теперь хочу, чтобы парень меня понимал, любил, а насколько он обеспечен – это дело десятое.
На другой день Лиза не узнавала Сашу. Он почти не смотрел в её сторону, не старался заговорить с ней на переменах, как делал это раньше. Теперь он выходил в коридор, общался с ребятами, перекинулся парой фраз и с Татьяной.
— О чём вы вчера говорили? — спросила Лиза у подруги.
— Да так…ни о чём. Сашка как заладил про свой бокс рассказывать, так у меня уши вяли. Скукотища! Пыталась его остановить, но не удавалось, так что про тебя я и слова не могла вставить.
Теперь Таня то и дело просила Сашу о встречах. То приглашала его в кино – якобы у неё случайно оказались билеты, то звала на каток, который только что открылся в парке, то спрашивала – не хочет ли он прогуляться по вечерней набережной. Лизе об этих свиданиях она не говорила, и пересечься с подругой не боялась. Таня знала, что по вечерам девушка сидит дома. Лиза действительно много занималась. Она понимала, что должна поступить на бюджетное отделение, потому что семья просто не потянет учить её платно. И отец с матерью очень расстроятся, если у дочери не будет высшего образования.
Таня продолжала свою тактику – она каждый раз говорила Саше комплименты, находя для этого любые поводы. Внешность, ум, характер – девица просто соловьем разливалась, превознося достоинства своего кавалера. И Саша, которого воспитывали довольно строго, невольно оказался падок на лесть. Он был благодарен Тане за добрые слова и как-то раз искренне сказал ей:
— Хороший ты человек, Танюха!
На другой день Татьяна разыграла перед подругой целую сцену. Она призналась, что не знает – с чего начать, потом расплакалась, стала просить прощения.
— Я понимаю ,что тебе неприятно будет это услышать… Но я не должна скрывать, ты моя лучшая подруга… Я не виновата… Просто… Сашка мне в любви признался.
Лиза не стала ни упрекать подругу, ни злиться на неё. Девушка просто словно погасла. Она была вполне хороша собой, но в те последние месяцы, которые им довелось провести в школе, превратилась в настоящую серую мышку. Приходила, раскладывала учебники, занималась, не поднимая глаз, а когда звенел звонок, возвещая конец учебного дня, сразу же спешила домой, не оставаясь ни на какие школьные мероприятия.
Не пошла она и на выпускной вечер. Получила аттестат и исчезла. Мама была самым близким другом Лизы, и только ей девушка поведала свою боль:
— Таня и Саша скоро поженятся. Этим летом. Я хотела поступать в педагогический, но не стану. Город наш не такой уж большой, и я буду постоянно пересекаться с молодожёнами. А это пока выше моих сил. Подам документы в университет, поеду в областной центр. Там, конечно, конкурс больше, но баллы у меня очень хорошие, и я надеюсь, что пройду. Студентам дают общежитие, стипендию. В крайнем случае, найду подработку...
СЛЕДУЮЩАЯ, ВТОРАЯ ГЛАВА