Всех приветствую!
Иногда я бываю очень упрямой и чаще всего это касается рекомендаций которые дают мне близкие и родные по крови люди, а именно моя родная сестра.
Она неоднократно советовала посмотреть мне фильм " На вилле" и говорила, что прекрасный фильм, и сюжет, и актёры, и картинка, а я если и начала смотреть, то быстро бросила. Вот такая я).
Но как-то в поездке она решила, что мы должны его посмотреть, и я получила такие впечатления, что сегодня нашла и прочитала повесть Сомерсета Моэма по мотивам которого сняли фильм.
Считаю, что снято очень близко к первоисточнику, ну добавили побольше драматических ситуаций, учитывая время внесли ноту надвигающегося на Европу фашизма, добавили действующих лиц, заставили героиню больше действовать, но всё таки очень близко к тексту.
Когда сначала читаешь книгу, а потом смотришь экранизацию, или наоборот, смотришь фильм, а потом читаешь произведение часто бывают шероховатости - вот тут ты по другому представлял, а тут герой совсем не такой и т. д.
Что касается повести Сомерсета Моэма " Вилла на холме " (или "На вилле"), год написания 1941, и фильма " На вилле", 2000 года - у меня всё прекрасно совпало.
Браво за выбор актёров - Кристин Скотт Томас и Шон Пенн в главных ролях.
Ну, а теперь к фильму - для меня достаточно сложно определить жанр. Это не детектив, ведь загадки нет, это не триллер, так как нет достаточного напряжения, а для драмы главные герои слишком практичны, никакого пафоса. Наверное своеобразный любовный роман.
И тут, решив оттолкнуться от результата, я сделала запрос - в каком жанре писал Сомерсет Моэм?
Каков вопрос - таков ответ!
Сомерсет Моэм – автор 21 романа, новеллист и драматург, критик и светский лев, вращавшийся в высших кругах Лондона, Нью-Йорка и Парижа. Писатель творил в жанре реализм, ориентируясь на традиции натурализма, модерна и неоромантизма.
Что ж, реализм так реализм.
Возможно, в высших кругах в то время такие события могли происходить, ибо главной действующей фигурой является женщина, с нелёгким прошлым, неопределенным настоящим, но с большим потенциалом в виде красоты и душевных качеств.
Сюжет - молодая вдова, после тяжёлого брака и смерти супруга, приходит в себя на вилле знакомых в окрестностях Флоренции.
Согласитесь, что для любителей видового кино этой фразы было бы достаточно чтобы посмотреть фильм).
На вилле она проживает одна, вилла невелика:
Хотя комнаты были просторными, потолки — высокими, само здание оказалось небольшим, так что Мэри обходилась помощью трех слуг, оставленных ей хозяевами.
Мэри Пентон очень красива и привыкла к впечатлению, которое производит своей внешностью.
Поэтому, в момент, когда она только-только начинает выздоравливать от неудачного замужества, она получает предложение вступить в брак от человека, которого знает с детства, друга рано умершего отца, человека который готовится занять высокую должность в Индии ( ох уж эти колонизаторы) и предлагает ей не только брак, но и очень высокое положение.
Сэр Эдгар Свифт, кавалер ордена «Звезда Индии» второй степени, начинал службу, как и отец Мэри, в индийской администрации и сделал там карьеру.
В мыслях молодой женщины мелькнуло предвидение будущего. Эдгар, конечно, человек многообещающий. Стать женой губернатора Бенгалии! От этого просто-таки захватывает дух. Как приятно быть высокопоставленной дамой, у которой десятки человек на побегушках!
И как противовес, по повести, в окружении Мэри Пентон оказался человек, прямо противоположный сэру Эдгару Свифту - Роули Флинт.
В фамилии нечто пиратское, согласитесь.
Описание из первоисточника:
Выражение лица Роули можно было назвать отсутствующим; недруги же утверждали, что оно хитрое. Даже самые близкие друзья этого человека признавали, что доверять ему нельзя. У него было весьма сомнительное прошлое. Едва достигнув двадцати лет, он покинул родной дом и женился на девушке, помолвленной с кем-то другим; через два года жена возбудила против него дело о разводе, обвинив в связи с замужней женщиной. Обе супружеские пары развели, но Роули потом женился не на своей любовнице, а на другой женщине, которую два-три года спустя бросил. Теперь ему шел тридцать первый год. Словом, это был молодой человек с отпугивающей репутацией, которую он безусловно заслужил.
Вот хоть что мне говорите - это Ретт Батлер сороковых годов.
Но вернёмся к действию: в раздумьях Мэри отправляется на ужин, на котором присутствует Роули, (по книге они уже были знакомы, по фильму познакомились именно там) и там происходит эпизод, который определил все дальнейшие события - заявленного музыканта не случилось, его заменил молодой человек, иммигрант, плохо играющий на скрипке.
Худой, плохо играющий, жалкий - Мэри Пентон его пожалела и несмотря на плохое выступление дала хорошие чаевые.
Ужин устроила княгиня Сан-Фердинандо, в повести достаточно второстепенный персонаж, в фильме ей отвели больше значения, как человеку, который говоря о своём жизненном опыте, пытается направить Мэри.
В фильме, по мнению княгини Сан- Фердинандо, Мэри Пентон нужно выйти за Эдгара Свифта, но непременно завести интрижку с Роули Флинтом. И возможно, позволить себе что-то совсем безумное - снизойти как богини до мужчины, для которого подобная близость сродни чему-то невероятному, или, уже совсем по другому звучит, облагодетельствовать, так сказать.
И когда после приёма Мэри отвезла Роули к отелю, состоялся разговор, типичный разговор между красивой женщиной и плейбоем после ужина, вы привлекательная, я чертовски привлекателен, что вас, собственно останавливает?
Опять же, есть некоторая разница, по книге он признался ей, что уже разведён и сделал ей предложение, по фильму, он предложил только приятное времяпровождение.
В повести диалог очень интересен, нет смысла его здесь приводить, но я опять увидела здесь Скарлетт и Ретта: он знает, что она его не любит, но говорит, что если она даст шанс, то всё изменится и это будет гораздо лучше респектабельного брака.
Но конечно же побеждает потенциальный губернатор Бенгалии, сэр Эдгар Свифт, надёжный как скала.
И тут, пожалуй, Роули Флинт, совершает ошибку, за которую ему придётся заплатить.
Вот зачем говорить прелестной молодой женщине, что она так чувственна, что природа её накажет за брак с человеком, который старше её на 25 лет, что неужели ей не хотелось одарить собой кого-нибудь:
— Ох, как вы могли так бездумно расточать свою молодость и красоту? Они ведь даются нам так ненадолго! Какой нам прок от нашего достояния, если мы им не пользуемся? Вы добрая великодушная женщина. Неужели у вас не возникло желания одарить кого-нибудь от щедрот своих?
В фильме провоцируя Мэри, этим же самым занималась княгиня Сан-Фердинандо, вспоминая своих любовников.
Да, когда Мэри боролась с последствиями неудачного брака для подобных мыслей места не было, а после трёх месяцев на вилле в Тоскане, в размышлениях о браке с пожилым человеком - самое время задуматься о том какая ты женщина и чем ты можешь быть для мужчины.
— В последнее время у меня было много досуга. Признаюсь, я посвятила его праздным размышлениям. Если бы у меня когда-нибудь появился любовник, им никогда не оказался бы человек вашего типа. Бедный мой Роули, вы кажетесь мне наименее подходящим для этого из всех мужчин. Но иногда меня посещает мысль, что, если бы я встретила человека одинокого, несчастного, неимущего, не познавшего житейских радостей из-за отсутствия денег, и если бы я смогла помочь ему испытать единственное в своем роде переживание, подарить ему минуты полного счастья, о котором он даже не мечтал и которое никогда не повторилось бы, — о, тогда я с радостью отдала бы ему все!
Ну вот и всё, дамы и господа!
Бойтесь своих желаний, вдруг сбудутся!.
На обратном пути на виллу ей встретился плохо играющий скрипач-иммигрант, по книге просто встретился, по фильму она его сбила, но в итоге она его пригласила на виллу, и под влиянием ситуации и настроения произошло именно то о чем Мэри говорила Роули - она провела с несчастным парнем ночь, думая что одарила его волшебством.
Вообще странные идеи, и облагодетельствовать любовью, и именно такого отчаявшегося человека.
А этот парень определенно отчаялся - студент, бежал из Австрии от фашистов, делать в общем-то ничего не умеет, поддержки никакой, он голодает и не знает что будет есть завтра. И тут Мэри, прекрасная, добрая, и роскошная, но увы она решила подарить сказку только на одну ночь и предупредить об этом забыла.
Я считаю, что она чувствовала себя настолько выше, что даже не допускала мысли о том что он допускает развитие отношений.
Вот всё таки, интересно зачем ей нужен был именно такой любовник?
Мне кажется, потому что Мэри сама была в роли облагодетельствованной женщины. Эдгар Свифт, тут и говорить не о чем, деньги, роскошная жизнь, положение в обществе и он прекрасно это знал. Роули Флинт тоже, с учетом своего опыта, считал, что роман, а то и брак с ним дорого стоит.
Да, захотелось побыть богиней для простого смертного, а её слова о том что одарить хочет бедного, неимущего, лишённого радостей человека - в этом я вижу некоторое оправдание и попытку облагородить ситуацию.
Ночь позади - для Мэри всё закончилось, она осуществила своё желание, теперь её задача всё забыть.
Проблема в том, что бедный, несчастный молодой человек, поняв, что стал игрушкой на одну ночь впадает в дикую ярость.
Отвратительная сцена заканчивается самоубийством - он застрелил себя из пистолета, который предоставил Мэри Пентон сэр Эдгар Свифт.
И вот тут я, практически рассказавшая и фильм и повесть, останавливаюсь, ибо хочу заинтересовать - кто не смотрел, посмотрит, кто смотрел вспомнит).
Лично мне после просмотра вспомнилось то, что я читала в далёкой юности и как-то перекликнулось с этим сюжетом - новелла о женщине, которая от нечего делать, на курорте, изменила мужу с уродливым фотографом, и тоже думала, что всё в её руках, что когда захочет, то немедленно прекратит интригу, в итоге совершила убийство, но вместо освобождения оказалась жертвой шантажа его сестры. Кажется, это был Цвейг, но стала искать и не нашла.
Потом я задумалась, почему Ретт Батлер также долго любил Скарлетт? Что его так привлекло? Может то, что она леди, способная на поступки не леди? Прямо таки единство противоположностей.
Многое мне вспомнилось- отвлеклась от повседневной рутины.
А про повесть, которую я до этого не читала, и говорить нечего - Моэм есть Моэм.
Спасибо, сестра).
И ещё мои отзывы)