В данной статье рассмотрим 7 элементов, которые совершаются мгновенно в момент спасения. Данные элементы не могут быть расставлены в хронологическом порядке. Однако в логическом порядке их можно перечислить.
1. Призвание
Существуют два вида призвания: общий и эффективный.
Общий призыв – это общее приглашение к спасению, которое обращено ко всем людям.
Служение Иисуса Христа началось с общего призыва: «С того времени Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4:17). Общий призыв Господа обращен ко всем людям: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас…» (Мф. 11:28).
Великое поручение подразумевает открытое провозглашение Благой вести: «И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф. 28:18–20).
Так как грешники отвергают общий призыв, он не может привести к спасению (Деян. 17:30–32).
Эффективный призыв – это работа Святого Духа в сердце грешника, которая делает его способным ответить Богу верой. Эффективный призыв всегда ведет к спасению.
Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет; и приходящего ко Мне не изгоню вон… (Ин. 6:37).
Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня; и Я воскрешу его в последний день (Ин. 6:44).
А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил (Рим. 8:30).
Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет… (1 Петр. 2:9).
Эффективное призвание предназначено только для избранных, ему невозможно противостоять. Контраст между общим и эффективным призывом хорошо показан в Мф. 22:14: «…ибо много званых, а мало избранных».
Рассмотрим несколько заблуждений, касающихся призвания.
Пелагианский взгляд утверждает, что призвание вообще не нужно, так как человек рождается нейтральным, он не нуждается в призвании к спасению, потому что способен своими силами генерировать правильный ответ Богу. Это заблуждение типично для современного либерального богословия.
Арминианский взгляд. Если пелагианство вообще отрицает нужду в призвании, в Евангелии, в спасении и Спасителе, то арминианство отрицает лишь эффективное призвание. Арминиане не верят в реальность эффективного призвания, они говорят, что существует только лишь один общий призыв, обращенный ко всем людям. Они утверждают, что предваряющая благодать нейтрализует определенный аспект греховности человека и дает ему способность спастись без специального или эффективного призвания, то есть еще в духовно мертвом состоянии человек принимает решение жить со святым Богом, а затем получает возрождение.
Каким образом Бог осуществляет призвание
И общее, и эффективное призвание осуществляется двумя средствами: Словом Божьим и Духом Святым. Во время общего призвания Дух Святой обличает грешника через Слово Божье, но не производит в нем жизнеизменяющего возрождения. Во время эффективного призвания Дух Святой обличает через Слово и производит в сердце грешника особую работу, делающую его способным принять спасающую Благую весть (Деян. 16:14).
Евреи во времена Христа почти все слышали Слово Божье, но не все приняли его.
Общий призыв звучит для всех: «Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: Господи! кто поверил слышанному от нас? Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия. Но спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их» (Рим. 10:16–18).
Эффективное призвание спасает избранных: «Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились…» (Рим. 11:7).
Влияние богословских ошибок на евангелизм
Представьте себе евангелиста, который не верит в эффективное призвание. Он думает, что Бог зовет всех людей одинаково, следовательно, для того чтобы люди спаслись, он изобретает методы, делающие такое спасение наиболее вероятным.
К сожалению, большинство современных евангелистов не верит в эффективное призвание, и поэтому они проявляют неверие в силу простой убедительной проповеди. Вот откуда берутся евангелизации, похожие на театральное представление, евангелизации, на которых грешников привлекают чем-то иным (встречей с мирскими знаменитостями, развлечениями, проповедью без обличения в грехе, в правде и суде, «евангелием богатства, здоровья и процветания»), а не Словом Божьим.
Последствия такого неверного благовестия приводят к ложному представлению об успехе, когда собирается множество людей, возможно, даже увеличивается количество членов церкви, но среди них совсем немного подлинно возрожденных, потому что они привлечены не истиной, а человеческими обещаниями.
Представьте себе, что будет, когда вместо Слова Божьего на грешника пытаются повлиять чем-то другим. Многие даже не могут ясно понять Евангелие, чтобы его отвергнуть. В результате они принимают приглашение прийти в церковь, ходят на богослужения и принимают крещение. Церковь увеличивается количественно, наполняясь невозрожденными людьми. Если эти люди услышат библейскую проповедь, то либо обратятся, либо уйдут из церкви.
Избранные могут спастись только от Слова, следовательно, евангелизации, в которых нет ясной обличительной проповеди, неспособны пробудить веру в избранных.
Истинное призвание к спасению осуществляется только посредством Слова Божьего и Духа Святого: без искажения Слова путем удаления из него всего непривлекательного для грешника, без мирских приемов и манипуляций слушателями.
2. Возрождение
Возрождение – это мгновенное благодатное действие Святого Духа, которым Он переводит человека из состояния духовной смерти в состояние духовной жизни, изменяя его падшую природу.
Хотя некоторые богословы сомневаются, получали ли святые Ветхого Завета такое же возрождение, как и новозаветные, так как Дух Святой сошел особым образом лишь в день Пятидесятницы.
Стоит считать, что ветхозаветные святые были возрождены. Без возрождения человек остается духовно мертвым и не способным иметь такие близкие отношения с Богом, которые демонстрировал Авраам, Моисей, Илия, Елисей, Давид и многие другие.
Говоря Никодиму о необходимости рождения свыше, Иисус упрекнул его: «…ты – учитель Израилев, и этого ли не знаешь?» (Ин. 3:10). Данные слова указывают на то, что, если бы Никодим правильно и более внимательно изучал Ветхий Завет, он мог бы узнать о необходимости рождения свыше для входа в Царство Небесное.
Пророк Иезекииль писал о новом рождении.
И окроплю вас чистою водою, и вы очиститесь от всех скверн ваших, и от всех идолов ваших очищу вас. И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное. Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять (Иез. 36:25–27).
В Новом Завете спасение однозначно подразумевает возрождение.
Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом… (Тит. 3:5).
Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому… (1 Петр. 1:3).
…[Как] возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живаго и пребывающего вовек (1 Петр. 1:23).
В Новом Завете возрождение эквивалентно новому рождению (Ин. 3:1–8).
Возрождение осуществляется только через Слово, по инициативе Бога: «Восхотев, родил Он нас словом истины, чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий» (Иак. 1:18). Человек не может возродить сам себя и не может стать соучастником своего возрождения.
3. Покаяние
Покаяние – это кардинальное изменение мышления человека, проявляющееся в признании своего греха, сожалении о нем, раскаянии в нем и стремлении оставить грех.
Покаяние и обращение являются синонимами как в еврейской, так и в греческой терминологии. О покаянии говорит как Ветхий, так и Новый Завет.
В Ветхом Завете слово, означающее «развернуться, возвратиться» используется для описания как покаяния, так и обращения. «Ищите Господа, когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко. Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник – помыслы свои, и да обратится к Господу, и Он помилует его, и к Богу нашему, ибо Он многомилостив» (Ис. 55:6–7).
В Новом Завете используется слово метанойо – изменение ума. Это не просто изменение мыслей, это изменение порочной ориентации мыслей до такой степени, что ум прилепляется к Богу.
Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа (Деян. 2:38).
Итак покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши… (Деян. 3:19).
Теперь я радуюсь не потому, что вы опечалились, но что вы опечалились к покаянию; ибо опечалились ради Бога, так что нисколько не понесли от нас вреда (2 Кор. 7:9).
Слово эпистрэфо переводится как «обращение» и имеет значение «развернуться и пойти в противоположном направлении». «Итак покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши…» (Деян. 3:19). «…Но сперва жителям Дамаска и Иерусалима, потом всей земле Иудейской и язычникам проповедывал, чтобы они покаялись и обратились к Богу, делая дела, достойные покаяния» (Деян. 26:20). «Обратитесь» – синоним слова «покайтесь».
Элементы истинного покаяния
- Духовное искреннее сожаление о том, что делал против Святого Бога (2 Кор. 7:11).
- Волевое изменение в решениях, чтобы делать угодное Богу (Ис. 1:16–17; Еф. 4:22–24).
- Эмоциональная искренняя скорбь о трагических последствиях греха (2 Кор. 2:5–7).
Покаяние даруется Богом: «Его возвысил Бог десницею Своею в Начальника и Спасителя, дабы дать Израилю покаяние и прощение грехов» (Деян. 5:31);
«…с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины…» (2 Тим. 2:25). Человек не может генерировать (истинное) покаяние внутри себя. Иногда люди совершают ложное покаяние: плач, сожаление, слезы. Покаяние Иуды – пример ложного покаяния: «Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребренников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? смотри сам. И, бросив сребренники в храме, он вышел, пошел и удавился» (Мф. 27:3–5).
Иногда в Писании словом «покаяние» определяют спасение: «Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться…» (Деян. 17:30).
4. Вера
Вера невозможна без ясного понимания Евангелия. «Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия»(Рим. 10:17).
Акт веры – это возложение доверия на Иисуса Христа в ответ на понимание Благой вести, которое становится возможным благодаря эффективному призванию от Бога. Вера является даром свыше (Еф. 2:8), человек не может самостоятельно генерировать спасающую веру.
Вера – это позитивный аспект обращения, а покаяние – негативный. Вера и покаяние происходят одномоментно.
Вера не является основной причиной спасения, она лишь средство или канал, по которому мы получаем спасение. «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар…» (Еф. 2:8). Основной причиной спасения является то, что совершил Христос ради нашего искупления.
Вера – это средство спасения, благодаря которому нам вменяются заслуги Христа, вся Его совершенная жизнь и Его праведность (Рим. 3:24–25, 28, 30).
Три элемента истинной веры
- Признание истины о спасении грешника через Иисуса Христа.
- Согласие с истиной, означающее доверие Христу как Спасителю и уверенность в том, что Он силен избавить от греха и даровать вечную жизнь.
- Желание повиноваться истине, жить в послушании Христу.
Если нет хотя бы одного из элементов, вера является ложной.
Три признака ложной веры
- Ложный объект веры. «Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире. Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире» (1 Ин. 4:1–3). Отрицание Божественной или человеческой природы Христа, отрицание Божественности всех Личностей Троицы, как и других ключевых доктрин Библии, – признак ложной веры.
- Правильное богословие, не имеющее отражения в жизни. «Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе. Но скажет кто-нибудь: "ты имеешь веру, а я имею дела": покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих. Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут. Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?» (Иак. 2:17–20). В этом случае человек верит правильно, но живет в постоянном грехе. Такую веру называют бесовской: бесы имеют верное богословие; через гадаринского одержимого они говорили, что Иисус есть Христос, Сын Бога живого (верная христология), и что Он пришел мучить их раньше времени (верная эсхатология) (Мк. 5:1–20). Спасающая вера всегда признает господство Христа.
- Представление о спасении, зависящем от дел. «…А все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою. Ибо написано: проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона. А что законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно, потому что праведный верою жив будет» (Гал. 3:10–11).
5. Оправдание
Оправдание – это мгновенное благодатное действие Бога, которым Он объявляет виновного грешника невиновным и праведным на основании заслуг Христа. Оправдание не достигается усилиями человека, оно дается даром по благодати: «…получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе…» (Рим. 3:24); «…а кого призвал, тех и оправдал…» (Рим. 8:30б).
Оправдание не является процессом, его нельзя путать с прогрессирующим освящением. Оправдание происходит в момент спасения. Оправдание – это изменение юридического статуса перед Богом, виновный становится невиновным и праведным.
6. Усыновление
Бог принимает нас в Свою семью.
Усыновление – это действие Бога, которым Он делает нас членами Своей семьи.
…Предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей… (Еф. 1:5).
Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа (Гал. 4:7).
…Чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление (Гал. 4:5).
Потому что вы не приняли духа рабства, [чтобы] опять [жить] в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: "Авва, Отче!" (Рим. 8:15).
«Усыновить» – переведенное так греческое слово означает «поместить как сына». Усыновление происходит в момент спасения и несет с собой статус установления новых отношений с Богом.
Значение усыновления для нас:
- Бог любит нас так же, как и Христа: «А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться» (Рим. 8:17);
- мы можем молиться Богу как Отцу (Мф. 6:5–13);
- подражание Богу как Отцу (Мф. 5:44–48);
- восприятие наказания от Бога как от Отца (Евр. 12:5–11);
- получение небесного наследства (1 Петр. 1:3–5);
- отношения с верующими как с братьями и сестрами, членами одной семьи Бога (1 Тим. 5:1–2).
7. Союз с Христом
Единение с Христом: «…и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Гал. 2:20).
Вечное неразделимое единение: «Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 8:38–39).
Результаты союза:
- верующий умер и был погребен с Христом (Гал. 2:19; Рим. 6:11);
- верующий был оживотворен с Христом (Еф. 2:4–5);
- верующий был воскрешен с Христом (Кол. 2:12; Рим. 6:4);
- верующий будет прославлен с Христом (Кол. 3:4; 1 Фес. 4:17).