Ханья Янагихара «До самого рая»
На повестке: одиночество; Гавайи; тема, которую с недавних пор у нас запрещено поднимать.
Это мое первое знакомство с автором. Началось оно с ее 3-й книги, наверное, не стоило так делать, но так уж получилось.
Я, честное говоря, немного в замешательстве и даже не знаю, как книгу оценить. Замешательство мое никак не связано с нетрадиционным подтекстом книги. Претензии скорее к вялотекущему сюжету и темпераменту героев.
Автор с одной стороны, поднимает интересные темы: социальное неравенство, чувство одиночества и некая отчужденность от жизни социума, внедрение чрезмерного контроля в связи с пандемиями и человеческая покорность перед лицом опасности– последнее мы могли наблюдать сами в режиме реального времени. Все это, несомненно, приковывает внимание читателя, а вот что отталкивает, так это главные герои. Какие-то они аморфные и эмоционально недоразвитые что ли. Хочется пинка им дать. Таких людей и в реальной жизни хватает, читать о них ну уж очень скучно и неинтересно.
Книга кое-как раскачивается только на последнем рассказе «Восьмая зона» (или может я уже вчиталась). Этих рассказав в книге три: «Вашингтонская площадь» 1893 г., «Липо-вао-нахеле» 1993 г., «Восьмая зона» 2093 г. Между этими рассказами общего только место действия – альтернативный Нью-Йорк, — еще имена некоторых героев повторяются и национальная принадлежность главного героя – гаваец. Подробнее остановлюсь на «Восьмой зоне», так как именно она исправила огрехи и неровности, заставив, таки меня втянуться в сюжет.
Перед нами Нью-Йорк будущего, обуреваемый пандемиями, экологическими проблемами и сильным социальным расслоением. Со стороны государства устанавливается тотальный контроль вплоть до обязательного вступления в брак, пайкового нормирования, запрет на чтение, запрет на образование некоторых отдельно взятых индивидуумов и запрет на выезд из страны, даже перемещение в другие зоны строго контролируется. Не очень радужная картина вырисовывается.
В этом мире живет Чарли, этот мир помог основать некогда её дедушка. Повествование ведется в 2-х временных отрезках: от лица деда с 2043 в письмах другу – эти письма покажут нам как все складывалось и развивалось к событиям 2093 года. И в 2093 г. от лица Чарли.
Будучи еще маленькой, она пережила болезнь и это сильно отразилось на ее здоровье, еще сильнее на ней отразился установившийся режим и смерть дедушки – единственного человека, который ее любил и оберегал. Именно с этой целью он выдал Чарли замуж по договорному браку, и все бы ничего, Чарли всем довольна, у нее унылая жизнь по нашим меркам, но другой она не знала, а способность человека адаптироваться к условиям поражает. Все меняется, когда она знакомится с парнем и начинает с ним дружить, размеренность унылой жизни разбавляется интересом к этому незнакомцу и его историям. Постепенно к героям привыкаешь и начинаешь сопереживать, именно в этой части они раскрыты так тщательно.
Каждый рассказ обрывается на самом интересном месте, читателю самому предстоит додумать что же было дальше. Реалист и скептик во мне говорят, что ничем хорошим там не могло кончиться, а вот желание верить в лучшее дорисовывает счастливые финалы. Тут уж каждый сам решает…
Наверное, не начинайте читать автора с этой книги. Она многослойная, ее есть за что похвалить и полюбить, однако стиль прочувствовать получилось только на последней трети. Через первые 2 рассказа продиралась с трудом. Не потому что там написано все сложно или не интересно, а потому что это очень размеренное чтение и герои не зацепили. Читайте книги и добра всем)))