Найти тему

6 или 8 ядер? Разбираемся на реальных сценариях использования ПК

6- или 8-ядерный процессор – тема пресловутая. Судя по многочисленным тестам в Сети, разница между Ryzen 5 5600 и Ryzen 7 5700X в играх либо вовсе отсутствует, либо в пределах считанных процентов. Но в комментариях под соответствующими материалами нередко можно встретить мнение, дескать это всё тесты «сферических коней в вакууме».

Аргументируются это обычно тем, что ситуация, когда на компьютере запущена только игра и всё, редко соответствуют действительности. Зерно истины в этом и правда есть. Во время игры ПК часто нагружен сторонними задачами. К примеру, просмотр одним глазком на втором мониторе видео на YouTube (или прослушивание в фоновом режиме), запущен Discord для общения с тиммейтами (иной раз ещё и с демонстрацией экрана), а то и вовсе целый стрим.

-2

Сложно поспорить, что всё это создаёт дополнительную нагрузку на систему, а значит для получения той же кадровой частоты нужна вычислительная мощность побольше. Вот её-то и обеспечивает пара дополнительных ядер. Соответственно, в реальных сценариях использования Ryzen 7 5700X предпочтительнее 6-ядерного Ryzen 5 5600… казалось бы.

-3

В этом материале разберёмся, правдиво ли это утверждение. Для теста возьмём упомянутые выше Ryzen 5 5600 и Ryzen 7 5700X и сравним их в гейминге с активными фоновыми задачами. Самыми распространёнными как раз и есть видео на YouTube (в виде музыки или подкастов на втором экране), а также Discord с несколькими активными серверами и голосовым чатом.

Методология

Для начала получим общее представление о происходящем на примере процессора Ryzen 5 5600X. Включаем компьютер, как фоновые процессоры «устаканятся» и система войдёт в режим простоя, будем подключать отдельные рабочие задачи. Встроенный системный монитор ресурсов позволяет оценить нагрузку.

Начнем с Discord. Запускаем несколько чат-серверов, но сами активничать не будем.

-4

Результат: в таком режиме Discord нагружает Ryzen 5 5600 на 1-2%. Это незначительная нагрузка, которая вряд ли значимо повлияет на производительность ПК в играх.

Тут же можно возразить, дескать в Discord никто не сидит как мышь под веником, а функции шумоподавления, отсечения эха, автоматического усиления звука и другие встроенные в Discord типы обработки голоса расходуют ресурсы процессора. Включаем всё это и делаем тестовый звонок.

-5

Результат: изменения чисто косметические. Средняя нагрузка на процессор колебалась в районе 2%. В редких случаях скачки до 3%, максимум до 5%.

Здесь следует обратить внимание на распределение нагрузки между ядрами. Общая нагрузка на процессор от Discord довольно низкая. Но при этом всегда есть одно ядро, которое загружено более интенсивно. В среднем примерно на 11% с «прострелами» до 15%. Но всё же 6 ядер/12 потоков Ryzen 5 5600 наверняка обеспечат приемлемый fps в играх, запущенных параллельно с общением в Discord.

-6

Далее измерим загрузку Ryzen 5 5600 при воспроизведении 4K-видео в YouTube через популярный браузер Chrome. Важно отметить, что несколько запущенных вкладок не влияют на загрузку процессора, но только в случае, если они неактивны (к примеру, на них не запущено видео). Однако вкладки будут довольно интенсивно потреблять оперативную память.

При воспроизведении видео в разрешении 4K Ryzen 5600 был в среднем загружен всего на 4%, что даже ниже ожидаемого. Лишь изредка наблюдались очень короткие скачки до 7-9% использованной мощности процессора. Кроме того, большинство геймеров само видео во время игры не смотрят. Им важен звук, а не качество картинки, а потому пользователи вполне рационально выбирают для видеоролика разрешение 1080p, а то и меньше.

Мы стремимся воспроизвести максимально реалистичный сценарий, и для этого измерили загрузку ЦП во время проигрывания видео 1080p. В этом тесте средняя интенсивность использования процессора снизилась вдвое – до 2%. При этом она довольно часто держалась на уровне 1%, только иногда и ненадолго подскакивая до 5%.

-7

Теперь попробуем всё и сразу: Discord с несколькими подключёнными серверами, плюс активный звонок с использованием функций обработки голоса по максимуму, и в довесок воспроизведение 1080p-видео на YouTube.

В итоге средняя загрузка процессора составила 4% с кратковременными «прострелами» до 9%.

Теперь пришло время прогнать все эти тесты в «боевых условиях» – с различными играми. Конфигурация тестового стенда:

  • Процессоры: Ryzen 5 5600 и Ryzen 7 5700X;
  • Материнская плата: MSI X570S Carbon Max WiFi;
  • Видеокарта: Radeon RX 6950 XT;
  • Оперативная память: 32 ГБ (2х 16 ГБ) с режимом работы DDR4-3200.

Всё тесты проводились в разрешениях 1080p и 1440p. Игры работали со средними настройками качества, поскольку максимальные только дополнительно нагрузят видеокарту, смазывая результаты. Всё же цель этой статьи заключается в тестировании процессоров, а не видеокарт.

Результаты игровых бенчмарков

Assetto Corsa Competizione

-8

Начнём с гоночного симулятор Assetto Corsa Competizione. Процентиль (1% low – редкие события, считай просадки) у 5700X и 5600 практически идентичен. Однако при воспроизведении видео и параллельном разговоре в Discord видим, что 1% low у 5600 снизился на 10%, а у 5700X – всего на 5%. А вот разница по средней частоте кадров практически отсутствует.

-9

Аналогичная картина в 1440p: 5700X потерял 4% производительности, в то время как 5600 просел на 7%. Конечно, 5700X лучше справляется с дополнительными нагрузками, но трудно поспорить, что в целом разница мизерная.

Counter-Strike: Global Offensive

-10
-11

Counter-Strike: Global Offensive – игра, которая чаще всего фигурирует в обсуждениях «сколько ядер надо». Особенно учитывая тот факт, что это командный шутер, где без голосового общения никак. Здесь важно заметить, что CS:GO очень чувствителен к удельной производительности на ядро (показатель IPC – производительность на герц частоты), а не их количеству.

При активных фоновых задачах разница 1% low между 5600 и 5700X сокращается до минимума – до 1%, а без них 5700X на 5% быстрее. В любом случае для IPC-зависимых игр переход от 6 к 8 ядрам в случае современных процессоров не даст никакой практической пользы.

Halo Infinite

-12

В относительно свежей Halo Infinite мы снизили настройки качества ниже среднего уровня, но всё равно упёрлись в возможности видеокарты. В любом случае при разрешении 1080р показатель 1% low с фоновыми задачами для 5600 упал на 10%, а для 5700Х – на 9%.

-13

С ростом разрешения до 1440p, что ещё больше нагрузило видеокарту, наблюдается снижение производительности около 5% с обоими процессорами. Следовательно, большинство геймеров, играющих с высокими настройками графики или с видеокартами классом пониже, не заметят ощутимого снижения производительности.

Forza Horizon 5

-14
-15

Forza Horizon 5 не является процессорозависимой игрой. Как следствие ни 5600, ни 5700X, вообще не показали падения производительности с фоновыми задачами.

Far Cry 6

-16
-17

Far Cry 6, как и CS:GO, плохо распараллеливает нагрузку на большое количество ядер. 5600 и 5700X при активных фоновых задачах здесь показывают схожие результаты. Можно лишь отметить, что наблюдается снижение на 3-4% по параметру 1% low, но это характерно для обоих моделей.

Watch Dogs: Legion

-18

Watch Dogs: Legion весьма требовательна к процессору. Здесь заметно, что без запуска дополнительных приложений 5700X на 6% быстрее по среднему fps и на 5% по процентилю.

При воспроизведении YouTube и общении в Discord средняя частота кадров у 5700X на 7% выше, а 1% low лучше сразу на 9%. Напомним, в «чистых» игровых тестах 5700Х превосходил 5600 на 5%. Можно сделать вывод, что в Watch Dogs: Legion дополнительные ядра действительно работают, обеспечивая +4%.

Учитывая процессорозависимость Watch Dogs: Legion, этого можно было ожидать. С другой стороны, очевидно, что даже в такой требовательной игре улучшение минимально, и вряд ли обычный геймер его почувствует.

-19

Более того, если увеличить разрешение до 1440p, то даже эта разница исчезает, и оба процессора при подключении фоновых задач проседают примерно на 2-3%.

Rainbow Six Extraction

-20
-21

Rainbow Six Extraction может похвастаться превосходной оптимизацией. В этой игре кадровая частота выше 100 даже на довольно скромной конфигурации. При запущенных фоновых задачах не наблюдается никакого снижения производительности. Изменения кадровой частоты в пределах погрешности измерений.

Assassin's Creed Valhalla

-22
-23

В Assassin's Creed Valhalla наблюдается некоторое падение производительности при активных фоновых задачах, особенно по параметру 1% low. У 5700X этот показатель снизился на 6%, а у 5600 – на 8%. 8-ядерник работает немного лучше, пусть речь и идёт о совсем незначительной разнице.

Rainbow Six Siege

-24
-25

Наконец, Tom Clancy's Rainbow Six Siege, с которым будет расширенный набор тестов. Начнём с 1080p-видео в YouTube плюс голосовой чат Discord. С фоновыми задачами при разрешении монитора 1080p оба процессора «просели» всего на 3% по 1% low. Удивительно, но у 5700X средняя частота кадров снизилась больше, но насколько это актуально, когда fps под 400-500?

-26
-27

Во втором тесте уже 4К-видео, что совершенно не повлияло на результат. Разве что можно отметить, что при разрешении монитора 1080p процессоры 5700X и 5600 показали более близкие результаты при работающих фоновых задачах.

-28
-29

В третьем тесте Rainbow Six Siege не только 4K-видео в YouTube, но ещё и демонстрация экрана в Discord. Здесь результаты неожиданные. Такой режим снизил производительность 5700X и 5600 до практически одинакового уровня. А ведь без активных фоновых задач 5700X был на 9% быстрее!

Можно предположить, что у архитектуры Zen 3 есть какое-то узкое место, которое влияет на игровую производительность при выполнении такой фоновой задачи. При этом дополнительные ядра 5700X не могут быть использованы для преодоления этого «бутылочного горлышка».

Итоги

Воспроизведение видео на YouTube и общение в Discord не способно сильно повлиять на fps в играх, что убедительно доказывают проведённые тесты. Эти фоновые задачи используют очень мало процессорных ресурсов, и уж совершенно точно не требуют дополнительных ядер.

Безусловно, это не значит, что покупать процессор Zen 3 с большим количеством ядер, такой как 5700X или вообще 5900X/5950Х, совсем не стоит. Есть множество реальных причин, которые делают его приобретение оправданным. Но обычному геймеру определенно не нужен такой уровень вычислительной мощности. Поэтому для геймерского компьютера Ryzen 5 5600 или 5600Х – отличный, а главное достаточный выбор.

Конечно, если в планах стримить игры, то более мощный процессор будет полезен. Однако обработку стрима лучше запускать на видеокарте с использованием специального аппаратного многопоточного кодировщика видео. У NVIDIA это NVENC, у AMD – AMF. Такой подход почти полностью снимает нагрузку с процессора. А вообще профессиональные стримеры предпочитают стримить со второго ПК, который занимается исключительно кодированием видео. Такая схема даст и ещё ряд преимуществ. К примеру, стабильность видеопотока, но это уже тема для другой статьи.

Практический итог: стоит понимать разницу между тяжёлыми и лёгкими фоновыми задачами. Discord и YouTube относятся ко вторым. 8 и более ядер имеют смысл только при каких-то тяжёлых сторонних процессах. Но есть сомнения, что какой-то геймер будет часто рендерить 4К-видео на фоне игры.