Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Управление эмоциями. Когнитивное разделение

Я в этом фильме - главный актёр

Я - сценарист в нём, я - режиссёр

Группа "Градусы" поет эту песню о человеке, а я бы посвятила ее нашему прекрасному мозгу. Именно он нон-стопом создает непревзойденные истории в нашей голове, подкрепляя их эмоциями.и чувствами.

Едете вы куда-нибудь, заиграла печальная мелодия, и вспомнилось что-то, возможно, болючее. И вы уже не просто едете, а словно проживаете этот момент жизни заново.

Или случилось что-то на работе. Вы приходите домой и продолжаете строить мысленные диалоги. Или, наоборот, собираетесь на работу, а в голове у вас как у одного из персонажей спектакля "Как я съел собаку" Гришковца:

И мозг настолько крут в этом умении создавать истории, что ему завидуют все контент-мейкеры, маркетологи и продаваны. Мы верим в правдивость этих историй. Не может быть?

А что если у вас частенько или даже день за днем в голове звучит "прекрасная" мелодия истории "1001 способ не справиться с ситуацией" или "Все они такие", или "А ты как думал/-а? Иначе и быть не могло!" и т.д. И тогда вам становится тягостно, печально, неприятно.

Это называется когнитивное слияние. Т.е. состояние, при котором ваши когниции (мысли и истории) начинают управлять вашим поведением. Это как... слиться с героями книги: они такие яркие, интересные, их жизнь так захватывает вас, что вы не замечаете, как проходит время, забываете о том, что надо поесть, в упоении листая страницы. Книга завершается, а вы, ошарашенный, остаетесь в реальном мире, но мысленно находитесь все еще там.

Когнитивное разделение - процесс, при котором вы стоите у руля. Вы смотрите и читаете истории, предложенные мозгов, они влияют на вас, но:

  • вы видите их со стороны, а не утопаете в них и эмоциях этих историй,
  • вы не боретесь с ними и эмоциями. Потому что это просто слова, просто истории, просто эмоции, которым вы даете быть,
  • реагируете на истории и эмоции гибко, выбирая то, что приоритетно для вас именно сейчас.

Для начала когнитивное разделение проще практиковать именно на словах, мыслях и историях, а потом уже переходить к чувствам.

Попробуйте одну их техник когнитивного разделения:

Возьмите какую-то мысль о себе, которая периодически вмешивается в вашу жизнь и лишает сил. Например, "у меня не получится", "я не смогу" и т.д.

Погрузитесь в эту мысль максимально глубоко. Представьте, как она захватывает всю вашу жизнь. Представьте, как она сбывается по всем статьям. Поверьте в нее на 1000%

Сделали? А теперь скажите про себя эту мысль, начав со слов "У меня есть мысль, что..." (например, у меня есть мысль, что у меня ничего не получится достичь).

Повторите ее еще раз, расширив начало до "Я заметил/-а, что у меня есть мысль, что..." (я заметила, что у меня есть мысль, что у меня ничего не получится достичь).

Повторите еще несколько раз, обращая внимания на то, как меняется эмоциональный фон вашего состояния. Отдалились от мысли? Так ли она значима, как в слиянии в нею?

Это - один из примеров когнитивного разделения. Попробуйте с разными мыслями, историями в вашей голове. Можно пробовать с эмоциями. И вы увидите, как к вам возвращается контроль.

Приглашаю к себе на консультации. Запись - через WhatsApp или Telegram по номеру +79051160813.

Автор: Чернявцева Татьяна Александровна
Психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru