Продолжая тему о хранителях славяно-ведической традиции, расскажем о том, кто, в отличие от того же Распутина, о коем мы говорили ранее, или Кондратия Селиванова, были носителями истинного народного духа, его философии, высокой поэзии. И это были люди совсем иного склада. И это были прежде всего поэты и писатели, работавшие с народной традицией, с фольклором...
Их мысли, образы тогда, в начале XIX века, впервые вошли в литературу и навсегда запечатлелись в национальном сознании через творения А.С. Пушкина, основанные на сказках его няни Арины Родионовны.
Обратим внимание и на традиционные образы в творчестве А.С. Пушкина. Известное и по «Ведам Руси» сказочное Лукоморье, остров Буян — не сочинены поэтом. Это сама древняя традиция. Заглянем в его фольклорные записи...
«У моря, в Лукоморье, стоит дуб. На том дубу золотые цепи, и по тем цепям ходит кот. Вверх идёт — сказки сказывает, вниз идёт — песнь поёт».
Сохранилась также и такая запись: «За морем стоит гора, и на горе два борова. Боровы грызутся, а меж ними сыплется золото и серебро». Потом в своей сказке Пушкин двух боров заменил белочкой. И если боровы связаны с Вышнем, являвшимся в образе Кабана, то белочка — священное животное Велеса.
Интересно также описание героя сказки, ставшего после пушкинской редакции царевичем Гвидоном (имя брата Буса Белояра!). В оригинале Арины Родионовны он рождается у царицы... 34-м! То есть царица рождает не одного царевича, а сразу 33 (сакральное число, равное количеству созвездий-богов), а затем и 34-го.
О Морской Царевне в тетрадях Пушкина сказано, что она «утка». И тут мы не можем не вспомнить об изначальной Уточке Рода. Пушкин провиденциально заменяет её на Лебедь, и таковая традиция почитания Лебеди-Сва хорошо известна по иным записям.
Все это образы, восходящие к русколанским и берендеевским преданиям. В море узнаётся — Чёрное и Азовское моря. А в горах, где герои встречают шемаханскую царицу, узнаётся Кавказ, где был известный в истории персидский город Шемаха. И значит время действия тех сказок — суть Время Бусово...
Вслед за Пушкиным в канонах традиции творили многие писатели и поэты: М.Ю. Лермонтов («Песнь о купце Калашникове») и П.П. Ершов («Сказка о коньке-Горбунке»). Посвящёнными в традицию следует почитать и С.Т. Аксакова, пересказавшего сказку об Аленьком цветочке его ключницы Пелагеи. И конечно, А.Н. Островского, пересказавшего легенды берендеев, в сказке "Снегурочка".
Из людей следующего, XX века вполне можно назвать и Павла Бажова с «Малахитовой шкатулкой». Через его уральские сказы к нам вернулась восточная урало-русская ветвь традиции.
Но здесь прежде всего мы вновь вспомним имя народного поэта Николая Клюева, как наиболее близкого к традиции волжской, цепь преемственности в коей тянется со времён незапамятных. Затем также имя его ученика и почитателя — поэта Сергея Есенина.
И в начале предоставим слово Николаю Клюеву. На вопрос: кто он и откуда, поэт отвечал так: «Родом я по матери прионежский, по отцу же из-за Свити-реки, ныне Вологодской губ. Родовое древо моё замглено корнем во временах царя Алексия, закудрявлено ветвием в предивных строгановских письмах, в сусальном полыме пещных действ и потешных теремов. До Соловецкого Страстного сидения восходит древо моё, до палеостровских самососженцев, до выговских неколебимых столпов красоты народной…»
Известно, что он был из семьи старообрядческой по отцу и «хлыстовской» по матери. Мать его была сказительницей. Ей посвящена его последняя незаконченная поэма о богине «Великой Матери».
В юности он жил и совершал подвижничество в Соловецком монастыре, долго пребывал в хлыстовском Золотом корабле, затем ездил по поручению общины в Индию и Персию.
И последующие его произведения наполнены символами, мотивами ведическими, которые он уже не разделял на индийские и старорусские: «Владимира червонные ворота замкнул навеки каменный архангел, чтоб стадо гор блюсти и водопой на Ганге… Ах, для славянского ль шелома и коня?!» (Из сборника Клюева «Песни Гамаюна».)
Кстати, в той же «Песне Гамаюна» есть и такие загадочные строки: «К нам вести горькие пришли, что зыбь Арала в мертвой тине, и в светлой Саровской пустыне скрипят подземные рули…» Из этого можно понять, что Николай Клюев, как пророк, и не только в хлыстовском смысле, предугадал гибель Аральского моря и появление близ Саровской пустыни Арзамаса-16, где разрабатывают теперь ядерное оружие…
И Русь поэт Николай Клюев называл нередко Белой Индией, то есть пророчески провидел возрождение Ведической Руси. Сам Клюев не раз говорил, что он — русский поэт, но в то же время считал себя в каком-то смысле и индийским поэтом. То есть он осознавал себя представителем двух культур, двух народов, двух цивилизаций.
Николай Клюев оказал огромное влияние и на творчество Сергея Есенина, который посвятил ему свой сборник «Скифы». Эта книга начиналась эпиграфом из Лермонтова: «Я верю, под одной звездой с тобой мы были рождены…»
И в стихотворении «О Русь, взмахни крылами…» Сергей Есенин видит себя третьим в ряду «братьев» — народных поэтов Алексея Кольцова и Николая Клюева, как это бытовало и в общинах «божьих людей».
В поэзии Сергея Есенина традиция обрела свой чистый, задушевный голос: «Вырос я до зрелости, внук Купальской ночи, сутемь колдовная счастье мне пророчит…» («Матушка в Купальницу по лесу ходила…») Или: «Ой, Купало! Ой, Купало! Погорают мох и пни. Плачет леший у сосны — жалко летошной весны…», «Погасло солнце. Тихо на лужке. Пастух играет песню на рожке. Уставясь лбами, слушает табун, что им поёт вихрастый Гамаюн…» и т.д.
По словам С.А.Толстой-Есениной, он «с жаром и страстью» говорил о себе, о своих переживаниях, о своей «дорогой и милой» по сути богине Земле-Матери, «о моей земле, где я родился и вырос...». Он говорил, что любит «землю, как мать», что «земля — это мать, и я — её сын, а ещё я сын земли, потому что я русский». Сам Есенин признавался: Родина — это главное для него. «Обратите внимание, что у меня почти совсем нет любовных мотивов, моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины — основное в моем творчестве»...
+++++
Подписывайтесь на Дзене, а ещё на резервные каналы:
В Ютубе; в Rutube; во Вконтакте; в Телеграме
Заказать книги Александра Асова можно в Wildberries или в Ozon, а ещё в Читай-городе . Отдельно там же Велесову книгу и Веды Руси, а также "Сказания славян".
Новинка: "СВЯТО-РУССКИЕ ВЕДЫ. Велесова книга. Ярилина книга. Белая Крыница."