Есть такое понятие как человеческий капитал, которое связано, в том числе, с уровнем образования в стране. По такому показателю, как процент людей с дипломом о высшем образовании, Россия - одна из мировых лидеров. Правда человеческий капитал от этого растёт так себе (мягко говоря). Огромное количество дипломов не стоит почти ничего.
В России слишком много вузов, и слишком мало колледжей, техникумов. Нужно брать средненькие и слабенькие вузы, и делать из них хорошие ПТУ.
Это сразу решит множество проблем. Например, вузы (университеты, институты) по своей сути должны заниматься (и формально занимаются) наукой. Соответственно, преподаватель должен быть не просто лектором, но ещё и учёным, иметь научные публикации. Для того, чтобы расти в карьере надо получать учёные степени. А вуз обязан проводить научные исследования.
Телеграм-канал "Незыгарь" пишет:
"И все-таки называться ПТУ в России ни то что ни один вуз не станет, но даже сами ПТУ боятся, хотя иностранное слово «колледж» вроде бы тоже не ахти какая замена. Ну а для вуза стать ПТУ и вовсе неприлично, нехорошо, и другие ректоры не поймут и в свой клуб не пустят (если бы он, конечно, был). Поэтому, даже если в университете от науки только закрытая лаборатория и три купленные ваковские публикации, руководство будет продолжать выделять средства на псевдонаучную деятельность, лишь бы не менять вывеску.
Это очень прискорбно, потому что стране такое количество университетов - даже если бы они были настоящими - не нужны. А вот хорошие ПТУ - совсем наоборот. В пользу этого аргумента выступает и сам рынок – выпускник колледжа с базовыми знаниями о работе станков на выходе зарабатывает в среднем на треть больше, чем выпускник условного филологического факультета технического вуза."
В реальности процентов 80 российских вузов не занимаются полноценной наукой, а занимаются её имитацией. Люди покупают диссертации, чтобы получать более высокие должности, заполняют низкопробными статьями "мусорные" научные журналы, пишут вычурные отчёты о научной работе, которой по факту нет. Такая ситуация снижает престиж образования в России - перед студентами возникает картина псевдонауки, после чего кто-то лишь утверждается в том, что с "этой страной" что-то не так. Фейковое высшее образование является позором России и одним из триггеров для эмиграции выпускников.
Если же образовательное учреждение перевести из высшего образования в среднее специальное, то потребность производить науку на пустом месте сразу пропадает. Не нужно становиться кандидатами и докторами наук, чтоб строить карьеру, не нужно писать псевдонаучные статьи. Всем сразу станет легче. При высоком уровне оплаты труда, конечно. И высоком статусе преподавателя техникума.
Кстати, когда-то Университетов в нашей стране было всего два, по одному в каждой из двух столиц. Их и не должно быть много, чтоб не создавать бутафорию. Соответственно, достаточно двух государственных Университетов (с большой буквы), пары десятков институтов, остальное - колледжи и техникумы.
Андрей Песоцкий, кандидат экономических наук, доцент
Мой канал в Телеграме - здесь. Аналитика без клиники.