Найти тему
Сайт психологов b17.ru

О песне, которую исполнишь только ты

Говорят, что во многих шаманских общинах, если вы приходите к шаману, жалуясь на то, что вы пали духом, он спрашивает: «Когда вы перестали петь?»

Песни, да и в целом музыка, занимают большую часть моей жизни. Я росла в поющей семье. По-другому это как-то не назвать.

Когда я говорю семья, то имею в виду семью расширенную - со всеми бабушками-дедушками, дядюшками и тетушкам и их детьми.

И среди них не было ни одного профессионального музыканта, но петь и играть на одном-двух музыкальных инструментах умели почти все. Ну как умели - просто брали пели. И играли:) А умение играть передавали вместе с навыками ходить.

На любых совместных встречах мы общались прежде всего через музыку.

Мы пели просто, когда хотели поговорить по душам, когда хотели разделить и передать тепло и радость от общества друг друга. И у каждого в дополнение к общим песням были какие-то "свои" песни. Те, что пел только один конкретный человек, и их ждали и любили только от него…
И всё это было так же естественно, как есть, пить, дышать и говорить. Я только недавно поняла, что так бывает далеко не у всех.

.. Я помню одну ночь, именно ночь, нашей подготовки к свадьбе двоюродной сестры. Мне было семнадцать, и мне предстояло быть свидетельницей, а заодно соорганизатором этой свадьбы и помощником во всем.

От реализации программы мероприятий до нарезания этих бесконечных салатов.

Нас, родственников, на помощь и для контроля ситуации призвала тогда тетя, мать сестры. Которая на тот момент уже сильно болела, еле сидела и едва передвигалась по дому.

Очень переживая из-за своей "бесполезности", она ходила за нами следом и всё старалась чем-то помочь, или хотя бы чем-то развлечь. Много шутила, рассказывала забавные истории из жизни. Мы смеялись, и так за разговорами работа шла быстрее.

Но тогда шла уже третья ночь бессонной суеты. И я потихоньку переставала понимать, где я, кто я. И есть ли в этой жизни что-то еще, кроме этого таза с салатом в три часа ночи. И тут нас поддержать пришла тетя с уникальным творческим предложением на перевес.

- Девчат, а давайте я вам спою! Взбодрю вас хоть.

Я, не отрывая взгляда от ножа, тихонько заскулила. Вот только песен нам, конечно, не хватало. Но отказать тете я не могла. А потому кивнула и с улыбкой попросила об одном:
- Только не колыбельную, хорошо?
- Хорошо! - радостно согласилась она.

И запела не колыбельную.

А ту самую, "свою", любимую песню. Которую я приготовилась слушать с превеликим раздражением, но уже ко второму куплету покрылась мурашками - все-таки это была действительно ЕЕ песня.

Удивительно было то, каким сильным, полным и звучным оставался ее голос в этой песне. Когда-то он звучал так всегда.

В этом голосе я снова узнавала свою любимую тетю, которая умела ярко жить, громко радоваться и крепко любить - и так же крепко ненавидеть. И даже песню про любовь пела практически как гимн. Я все детство, когда не знала еще перевода на русский, была уверена, что это как раз что-то военное.

Удивительно было то, как все остальное перестало иметь значение. Все, что раздражало, все что утомляло - куда-то растворилось. Был только любимый голос и любимая песня.

Спать на время работы расхотелось, сил действительно прибавилось. Мы быстро закончили работу. И свадьба та действительно удалась.

… А пару лет спустя я возвращалась с похорон этой тети.

Возвращалась и понимала, что ничего по этому поводу не чувствую. А я ведь помнила эту женщину, сколько помню себя, называла ее "второй мамочкой". И все же это я смотрела на ее тело сухими глазами, обнимала ее рыдающих детей, выражая им соболезнования ровным, будничным тоном. И люто себя за это ненавидела.

Тогда я еще не знала, что такая у меня реакция на всякое горе - отсроченная. Я тогда все еще не понимала, что ее больше нет.

И еще месяц просто жила. А потом услышала в машине “ту самую” песню. И неприятно удивилась тому, насколько же "неправильно" и не так красиво поет ее сам исполнитель. Вот тетя моя иначе бы спела!

И вдруг я поняла, что то самое, тетино исполнение, существует только в моей памяти. Его больше нет вообще нигде! Ее песня умерла вместе с ней. И вот тут-то меня накрыло. Нет песни, нет тёти. Вот оно и пришло, осознание. А вместе с ним - и волна горя и тоски.

… С тех пор прошло десять лет. Та самая песня до сих пор звучит в моей памяти - больше ей звучать негде. Интересный это опыт - слушать музыку из своих воспоминаний. И очень бояться того, что хоть одна нотка и переход начнет забываться. Именно поэтому я время от времени прокручиваю эту песню снова и снова от начала и до конца.

Думала ли тетя, каким памятным окажется для меня то ее исполнение? Что кроме нее, некому больше в целом мире спеть эту песню именно ТАК? Так, как умела только она.

Думает ли об этом каждый из нас…
Я верю, что каждый из нас оставляет свой след в мире, свою музыку и свои слова. И даже когда мы уходим, эти звуки продолжают жить в сердцах и воспоминаниях тех, кто нас слышал.

И когда настанет время, кто-то другой возьмет этот факел и продолжит петь эти песни, сохраняя их живыми и внося в эти мелодии свои собственные ноты.

Таков цикл жизни, музыки и искусства, который никогда не прекращается.

Будет ли кто-то еще так же как вы, любить, так же смеяться, так же произносить слова? Нет.

Будет ли кто-то другой перебирать это в памяти, как драгоценные жемчужины? Обязательно будет.

Поэтому пока мы здесь - мы и поем свои песни. Даже если прямо сейчас не поем.

Автор: Кузьмина Регина Шамилевна
Психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru