В своей предыдущей статье «Уроки СВО… Сможет ли российский ВПК выиграть технологическую гонку с Западом?» я показал роль и значение военно-промышленного комплекса страны, не только в том, какое положение страна занимает на международной арене, но в самом факте ее существования. Поэтому организационно-правовая форма ВПК, которая позволит ему обеспечивать обороноспособность страны, с моей точки зрения, имеет принципиально важное значение.
Споры, что лучше - государственное или частное, не утихают в России с начала пресловутой чубайсовской приватизации. Обращусь к личному опыту... В 1994 году я работал в МОКБ «Горизонт» (одно из предприятий, уже упраздненного в то время Министерства авиационной промышленности). Волею судеб и руководства российского комитета по управлению госимуществом наше предприятие оказалось первым в авиастроительной отрасли, где прошла приватизация. Вначале на собрании трудового коллектива голосовали за это решение. С первого раза не получилось, так как многие сотрудники предприятия хорошо понимали, что в условиях дикого рынка, который в то время процветал в России, и резкого сокращения расходов государства на вооружение лучше иметь «синицу в руках», то есть сидеть на госбюджете, чем плавать в бурных водах частного бизнеса. Недовольное таким решением руководство КБ оказало на коллектив сильное давление. По всем подразделениям ходили агитаторы, которые рассказывали, как мы хорошо заживем, когда все деньги, приходящие на предприятие, будем делить сами. Многие сотрудники поддались на эти уговоры и приняли решение о приватизации. И вот тут началось… Руководство КБ обещало, что приватизация будет «народной». То есть каждый сотрудник будет владеть одинаковой долей собственности в предприятии. На деле оказалось конечно же не так. Рядовой сотрудник предприятия в обмен на «ваучер» получал в зависимости от трудового стажа 1…5 акций, а руководство в зависимости от занимаемой должности на порядок-другой больше. То есть руководители КБ сразу стали владеть значительным пакетом акций предприятия. Далее, новое руководство акционерного общества объявило, что денег на зарплату персонала у него нет. Большинство сотрудников отправили в неоплачиваемый отпуск, и они стали постепенно увольняться. Остальных, получавших мизерный оклад, стали негласно уговаривать продать принадлежавшие им акции руководителям предприятия. Многие, особенно на опытном заводе, это сделали и через два месяца после приватизации, фактическими собственниками предприятия стали несколько его бывших руководителей. После этого деньги на предприятии вдруг нашлись, но вкладывать их стали не в модернизацию производства или наем новых сотрудников, а в коммерческие проекты. На территории КБ появилось множество частных предприятий, которые возглавляли родственники новоявленных владельцев «Горизонта». Итог такой «приватизации» был вполне закономерен. Через два года МОКБ «Горизонт» обанкротилось.
Существенно поменялась и психология новых владельцев предприятия. Когда началось сокращение сотрудников, я поинтересовался у одного из владельцев, где они найдут специалистов, если потребуется продолжить проекты, связанные с Министерством обороны. Он ответил, что найти их будет легко, так как уволенные сейчас сотрудники никуда не денутся в условиях массовых сокращений персонала на предприятиях российского ВПК. «Они сейчас никому не нужны... – многозначительно подняв вверх указательный палец, сказал он – Они будут стоять у ворот нашего завода и умолять нас взять их обратно на любую зарплату». Видимо этот человек насмотрелся голливудских фильмов про Америку времен «великой депрессии». Интересно также отметить, что мой собеседник был, бывшим уже тогда членом КПСС с многолетним стажем, и к тому же членом заводского парткома. Как раньше писали классики: «Бытие определяет сознание…»
Конечно же мечты этого человека не сбылись. Грамотный специалист всегда найдет сферу применения своих сил и знаний. В то время активно развивались торговые компании, банки и другие коммерческие предприятия. Меня через два месяца, после увольнения приняли на работу в крупную страховую компанию. Другие уволенные сотрудники по моей информации также неплохо устроились. Поэтому, когда в ЗАО «Горизонт» пришли новые заказы от Министерства обороны выяснилось, что выполнять их было некому и никакие специалисты у ворот этой организации не толпились.
Какой же вывод можно сделать из вышеописанного…
Первое… Проведенная в 90-е годы приватизация предприятий ВПК никакого экономического эффекта не имела. Она лишь перераспределила государственную собственность в руки очень узкого круга лиц. Все обещания приватизаторов, что частник станет лучше работать, чем назначенный государством директор, оказались блефом. Во многом потому, что владельцем предприятия очень часто становился его бывший советский руководитель.
Второе… Рынок требует государственного регулирования. Ультралиберальные теории Милтона Фридмана, на которых были помешаны Ельцин, Гайдар и Чубайс, если и действуют где-то в мировой экономике, то очень редко и очень недолго. Любая современная рыночная экономика так или иначе регулируется либо директивно, то есть прямо, либо экономически, то есть косвенно.
И наконец третье… Наилучшей организационно-правовой формой предприятий российского ВПК может являться государственно-частное партнерство. Государство должно жестко контролировать такую важную для него область, как безопасность. Но в то же время частная инициатива, вполне может дополнять медлительную, громоздкую и неповоротливую бюрократическую машину. Оптимальное сочетание в ВПК этих двух форм собственности придется еще отыскать.
Крайне важным вопросом для ВПК является подготовка кадров. Их нельзя набрать просто с улицы как в коммерческие структуры. Чтобы стать хорошим инженером потребуется не только пять лет учебы в институте, но и еще пять лет работы в НИИ или КБ. Государство должно взять эту задачу на себя. Надо создавать для молодых специалистов, работающих в ВПК, особые условия. Например, серьезные льготы по ипотеке. Если предприятие, на котором работает молодой специалист, оплатит половину стоимости его квартиры, то желающих работать на таком предприятии будет предостаточно. Предприятие даже сможет выбрать лучших. Именно так заманивают к себе на работу крупнейшие американские военные корпорации. Хочется кому-то или нет, но в рыночной экономике всегда будет действовать принцип – «Деньги решают все!» На Западе прекрасно понимают, что эти затраты потом с лихвой окупятся. Главное, чтобы это поняли, и руководители нашего ВПК и не надеялись, как в МОКБ «Горизонт», что все их проблемы решат толпы согласных на все безработных у ворот их предприятий.
Другие публикации на эту тему:
1. Армейский рукопашный бой. Уроки СВО…
2. Уроки СВО… Почему приходится закупать для российской армии квадрокоптеры?
3. Уроки СВО… «Блеск» и «нищета» российского ВПК
4. Уроки СВО… Гонка за «искусственным интеллектом»
5. Уроки СВО... Как нам утолить "снарядный голод"
6. Уроки СВО… Сможет ли российский ВПК выиграть технологическую гонку с Западом?
7. Возможна ли новая индустриализация в России?
8. Уроки СВО... Кто заплатит за победу?
9. "Изделие 55". Можно ли создать полностью автономный БПЛА?