Найти тему

Пропаганда. Глупость - новая нормальность.

Добрый день, уважаемые коллеги.

Сегодня мы добрались к окончанию обзора книги Эдварда Бернейса «Пропаганда». Надеюсь, что мне удалось передать дух и слово этого увлекательного труда отца современного PR.

ХХ век был изобилен на идеи и концепции. Самые удивительные явления мы наблюдали в создании культурных и политических кодов. Они формировались буквально из ничего. Но гениев не становилось больше. Зато пришло время посредственностей. Если бы где-то в мире проводились конкурсы по изречению глупостей, будьте уверены, политики разных уровней и национальностей заняли бы в нем все призовые места, причем со значительным отрывам от конкурентов.

«Кандидат научился устраивать такие же шумные и яркие кампании. Он делает все, что ему положено. Он устраивает ежегодные ужины с речами, заводит себе флаги, пыжится, изображает величие и имеет псевдодемократические повадки, слегка приправленные покровительственными манерами».
Цитирую по книге: «Propaganda» by Edward L. Bernays. New York, Horace Liveright, 1928.

✅Объективное освещение событий может возникнуть только в условиях свободы воли избирателя. Любые особые связи и отношения, например, преданность лидеру, ограничивают информационные пределы до крайне малых временных и пространственных промежутков.

Многие пропагандисты сегодняшнего дня делают вид, что кроме телевидения и радио ничего не существует. «Это более чем преступление. Это ошибка»!

СССР погубила ортодоксальная сусловская пропаганда, от которой веяло душным маразмом. Но оказывается, это еще не такой и плохой вариант. Хуже, когда происходит разговор гопника со слабоумным. Воля парализована демагогией, а расточительное изобилие повесток перемалывает самое себя и выгружается. На сдачу остаются две точки иллюзии: враг и счастливое будущее. Причем одно не существует без другого. Выдумкой легче управлять, чем реальностью.

«Нынешняя политическая кампания — это показуха, почести, высокопарность, речи да фейерверки. И почти все это не имеет никакого отношения к основной задаче — научному изучению публики, представления ей партии, кандидата, платформы и результатов, а затем продаже этих идей и продуктов.
Используются крайне неэффективные и давно устаревшие способы охоты за голосами избирателей. Политик не понимает публику. Он не знает, чего публика хочет и что она примет».
Цитирую по книге: «Propaganda» by Edward L. Bernays. New York, Horace Liveright, 1928.
-2

Весь официоз с концертами престарелых мумий, стягами и потешными огнями дадут нужный результат только в одном случае: если аудитория имеет здоровый и оправданный интерес. В противном случае все чудеса - не более чем устаревшие карточные фокусы.

Даже полезным лекарством можно отравиться, когда все мыслимые дозы будут превышены. Вот простенькая и наглядная формула распределения внимания:

51% - доминанта;
70% - господство;
100 % - уничтожение.

Нарративы меняются. И те формулы, которые действовали 50 лет назад, бессмысленно впихивать в рамки сегодняшних дней. Иначе достигаются цели, прямо противоположные заявленным. Информационное общество динамично и разнообразно.

✅Пропаганда должна быть невидимой, но у всех на виду.

«Сегодня публика не доверяет рекламным трюкам, используемым в ходе кампании. Никто не обвиняет политиков в бесчестности, но бытует убеждение, что раздаваемые в ходе кампании обещания ничего не стоят».
Цитирую по книге: «Propaganda» by Edward L. Bernays. New York, Horace Liveright, 1928.

Общественность – это не только молчаливое большинство. На него как раз и не стоит выходить с территориальной или абстрактной повесткой. Необходимо захватить личные интересы людей. Именно в этот момент случится синопсис будущих достижений.

Теоретически можно научиться создавать не только механические стереотипы и штампы. Не стоит угождать общественности, в ней необходимо зародить интерес и искру. Склонить, а не укатать в асфальт.

-3

Предъявить слушателям или зрителям хорошие решения и воззрения легко. Это востребованный товар. Но как продать никудышные намерения?

Никто особо не думает и не торопится перенимать технократические методы. Почему? А у ведущего «Вечернего контакта» и так есть прямой доступ к любым коммуникативным средствам, на которых возлежит действующая власть.

Обозреватели и корреспонденты уже не охотятся за новостями, они просто занимаются простой информационной сортировкой: здесь расскажу, а тут помолчу. Да, обычная примитивная цензура, высказанная немного в другом стиле. Никакие стратегии не планируются, формируясь на суждении, что и так сойдет. Поэтому в прямом эфире видим основательные шараханья из крайности в крайность у одних и тех же шоу-фигур.

Как бы ни изменялась существующая система, рекламодателю (читай пропагандисту) придется к ней приспосабливаться. Приспосабливаться, а не приспосабливать.

-4

✅Следует помнить: всему приходит конец и настает усталость. Вот что должно служить побудительным мотивом к изменениям и прогрессу.

«Разумеется, кто-нибудь возразит, что по мере того, как массам становятся ясны механизмы пропаганды, та изживает себя. Но я в это не верю. Мир будет усложняться, люди будут становиться все умнее, и единственная разновидность пропаганды, которая в этих условиях сама нанесет себе вред, — это пропаганда лживая или направленная против блага общества.
Но даже при условии, что та или иная пропаганда лжива или не соответствует действительности, мы не можем отвергать все методы пропаганды в целом».
Цитирую по книге: «Propaganda» by Edward L. Bernays. New York, Horace Liveright, 1928.

Пропагандистский радар должен находиться в движении любую секунду бытия. Четко улавливать отзвуки любых политических и общественных процессов.

Но запыхавшийся агитатор зачастую не знает, как классифицировать эти звуки. Говорят ли они о легкомысленных эпизодах или о разрушении самой сути и базы?

И приходится наблюдать, как в безобидной ситуации палят по Вашингтону воробьям, но при серьезных опасениях изображают из себя страусов. Недопустимо плестись следом за ускользающими событиями, прибегая к тактике проб и ошибок. Аудитория останется безразличной.

-5
«Если лидер олицетворяет собой средний уровень умственного развития своих избирателей, в политике ему делать нечего. Если мы живем в демократическом обществе, где стадо и группа следуют за тем, кого считают вожаком, почему не учить будущих лидеров технике лидерства и его этическим принципам?
В нашей сложной современной цивилизации мостиком через эту пропасть становится пропаганда».
Цитирую по книге: «Propaganda» by Edward L. Bernays. New York, Horace Liveright, 1928.
-6

США имеет демократию интеллектуального меньшинства, умеющего управлять массами и направлять их. Обратите внимание, какую тонкую игру ведут с расовой повесткой. Такая конъюнктура не бьет стремительным домкратом по голове постоянно. Она забывается на много-много лет, но затем предъявляется как нечто новое и актуальное. В этом ее ценность. А если у нас доллар все собирается рухнуть со времен Фарида Сейфуль-Мулюкова? Кто верит в то, что доллар рухнет? Все верят. Но под матрасами отдыхают зелененькие кубышки💵.

Конечно, Бернейс в 1928 году (на момент написания книги) многое не знал, а многое еще не случилось. Но те выводы, которые ему пришлось обобщить, универсальны и динамичны. Просто следует навыки умело применять, а не забывать после росписи в ведомости о получении гонорара. Очень жаль, что деградация происходит в той среде, которая постоянно должна создавать креатив, обеспечивать новым и интересным.

Политтехнологи 90 – х были суперизобретательны. Однако время идет. Передайте опыт и валите на пенсию. Пропаганда - живой организм, ей требуется развитие, иначе результаты становятся непредсказуемыми и сусловскими.

Эдвард Бернейс прожил 104 года. Но до последних дней он использовал свой фундаментальный труд «Пропаганда» как способ, а не как средство.

«Пропаганда будет жить вечно. И разумный человек должен понимать, что пропаганда, по сути — современный инструмент, с помощью которого можно бороться за плодотворный труд и привносить порядок в хаос».
Цитирую по книге: «Propaganda» by Edward L. Bernays. New York, Horace Liveright, 1928.

Дисклеймер. Все сказанное автором и описанное в данной статье является авторской фантазией и не претендует на истину. Использованы тексты и фото из открытых источников. Любые совпадения с реальными событиями и личностями случайны. Автор старается уважать мнения всех людей и по разным вопросам.

Подписывайтесь на канал Laszlo Karanovać∴ИСТОРИЧЕСКИЕ РАССЛЕДОВАНИЯ! Это позволит находить загадочные кейсы, интересных людей и говорить об их месте в палитре всемирной истории.

НЕвойна в Заливе. Читать здесь.

Эффект Саддама или симулякр пустыни. Читать здесь.

Пропаганда. Будет жить вечно. Читать здесь.

Пропаганда. Эмоции против фактов? Читать здесь.

Пропаганда. Заметки с дивана. Читать здесь.

Потеря идеологии. Постмодерн в позднем СССР. Читать здесь.