Я решил пройтись пешком вдоль полотна узкоколейной железной дороги от Двойнишей до Верхнеаршинского. Это был первый подобный поход за 100 лет! Задача похода – обследование узкоколейки с целью её возможного восстановления.
Насколько мне известно, все предыдущие походы имели цель либо кражу оставшегося металла, либо созерцание природных красот ради развлечения. Покатушки на джипах, думаю, и вовсе за поход не считаются.
Другое важное отличие моего похода от большинства предыдущих – движение чётко по полотну узкоколейки, а не по дороге, которая идёт там, где раньше шла узкоколейка. Траектория дороги и траектория узкоколейки совпадают не везде.
В 3:30 утра в субботу я вышел на пеший маршрут. Нет не так. В 6 часов утра в пятницу я проснулся дома, сходил на работу и в 11 вечера выехал из города. Товарищ подвёз меня до Верх-Катавки. Участок дотуда от Катав-Ивановска был обследован три недели назад.
Изначально я планировал идти в этот поход с другом, но он в последний момент отказался, сказав, что не сможет идти с 3 трёх утра после рабочего дня и ночи в дороги. Сказал, что в нашем предыдущем похожем походе он чувствовал себя плохо. Я пошёл один.
В 2:30 мы выехали из Верх-Катавки вместе с местным жителем на УАЗе. Точка начала пешего похода располагалась между Верх-Катавкой и Двойнишами, ближе к Двойнишам. В 3:30 я начал идти пешком. Вес рюкзака на старте составил 21 килограмм.
Большое спасибо товарищу и спасибо человеку из Верх-Катавки, которые ездили за рулём ночью ради этого общественно-полезного похода. Без них бы всё мероприятие заняло бы куда больше времени.
Сначала я осмотрел Двойниши и одну сохранившуюся постройку. Слияние двух рек смотреть не стал. Что на них смотреть, если я в апреле сплавлялся по всем трём рекам: Большому Катаву, Малому Катаву и Катаву.
Потом дошёл до моста через Большой Катав, слазил под мост, глянул в каком он состоянии. Когда я весной проходил под ним на пакрафте, не успел рассмотреть. Далее я прошёл первую петлю, то есть место, где узкоколейка поворачивает почти на 180 градусов.
Добрался до 46 километра. Там раньше был разъезд. Узкоколейка была однопутной, поэтому между станциями делались разъезды для поездов. От разъезда осталась только поляна и какие-то холмики, возможно, на тех местах, где стояли дома.
Поход по полотну Белорецкой узкоколейки не стал лёгкой прогулкой, как ожидалось. Я думал, что будет легко по двум причинам. Во-первых, идти надо всё время по дороге, а не по пересечённой местности.
Во-вторых, крутых подъёмов там нет, так как это полотно железной дороги, а по стандартам наших железных дорог крутых подъёмов быть не должно. Но оказалось, что идти всё же нелегко, тоже по двум причинам.
Во-первых, подъёмы затяжные. Да, они не крутые, но очень длинные, километров по 10 каждый. Во-вторых, полазить по пресечённой местности всё же пришлось. Целых четыре раза.
В третьих, общая длина участка между Двойнишами и Верхнеаршинским более 50 километров. Я готовился к этому, я тренировался всю зиму, но под конец маршрута мне всё равно стало тяжеловато.
К тому моменту, когда я добрался до высшей точки узкоколейки, станции Машак, я уже намотал 20 километров. Там перекусил, осмотрел станцию и двинул дальше. Спустился почти до разъезда 60 км и вдруг услышал, как хрустнула ветки.
Кто-то идёт?! Точно! Впереди показался здоровенный лось. Он хотел перейти дорогу, по которой я шёл. Это был странный лось. Лосей я видел. Их реакция на моё появления всегда была одинакова – сразу сматываться, но этот лось почему-то не спешил уходить.
Он стоял и смотрел. Я тоже остановился. Лось перебежал дорогу и сразу понял, почему он не стал сразу уматывать. Он меня изучал, оценивал степень угрозы, но не для себя, а для маленького лосёнка, который был вместе с ним. Они оба убежали в лес.
Лес в том месте не очень густой. Поэтому я довольно долго наблюдал, как они бежали. Мне даже удалось снять их на видео. После этого пошёл дальше. После 60 км я поборол в себе искушение уподобиться большинству других туристов.
Я не стал срезать путь по дороге, а отправился на несколько километров в заросшие дебри, туда, где узкоколейка делала очередной разворот на 180 градусов. Я не пожалел. Разворот представляет собой крутое инженерное сооружение.
Сначала полотно на повороте идёт в выемке, а потом по высокой насыпи. После выхода из поворота очень много поваленных деревьев. Перелезть через два-три не сложно. Сложно перелезать черед двадцать-тридцать, когда они идут одно за другим!
Часам к трём добрался до станции Юрюзань. Там сохранилось здание вокзала и шпалы на путях. Посмотрел вокзал, и уже было хотел идти дальше по дороге, но вовремя заметил, что путь узкоколейки шёл не так, как идёт дорога.
Пришлось снова лезть в дебри, в районе разрушенного моста через Машакский ключ. Дальше я перешёл по мосту через реку Юрюзань. Под этим мостом мы сплавлялись, когда делали первое прохождение верховьев Юрюзани.
К этому моменту я преодолел уже 40 километров. Поэтому решил искупаться в реке и поесть на берегу. Искупался, поел, осмотрел мост и пошёл дальше в гору, размышляя о том, сколько денег будет стоить восстановление железной дороги.
На Белорецкой узкоколейке два затяжных подъёма около 10 км. Один на хребет Машак к станции Машак, а другой на хребет Бакты от станции Юрюзань к станции Арша. Второй подъём дался мне тяжелее, так как он выпал на конец дня.
Подъём к Арше примечателен тем, что он не такой прямой, как подъём на Машак и на нём много высоких скал. Вдобавок он пересекает курумники в нескольких местах. Кто не в курсе – курумники, это такие каменные реки.
На полдороги от станции Арша до Верхнеаршинского появилось много следов от квадроциклов. Говорят, что эти ребята не успокоятся, пока не разобьют дорогу в говно. Участок узкоколейки перед Верхнеаршинским – не исключение.
Не так плох квадроциклист, устроивший грязь на дороге, как квадроциклист желающий грязь на дороге объехать. Сейчас в некоторых местах идут три параллельные дороги. Квадроциклисты разбили одну дорогу, накатали вторую, разбили её и накатали третью.
А ещё они, похоже, мусорят. В результате похода я вынес из леса пластиковую деталь квадроцикла, пластиковый мешок и пластиковую бутылку, которую нашёл на насыпи рядом с мостом через Юрюзань.
По итогу дня я прошёл 57 километров за 17 часов 30 минут. Вышел в 3:30, пришёл в 21:00. Когда до Верхнеаршинского оставалось несколько километров, пошёл дождь. Поэтому я решил не разбивать лагерь в мокрой траве, а остановился в гостинице для туристов.
Если вам интересен честный отзыв об этой гостинице – напишите в комментариях. Потому что рассказ об отеле для любителей походов выходит за рамки описания похода. Это совсем другая история.
Так же, как и поиск машины, которая захотела бы ехать в Верхнеаршинский. Спасибо координатору похода, которому пришлось сделать 27 телефонных звонков, чтобы найти машину после моего сигнала со спутникового трекера. Телефон там не ловил.
Когда ехали на машине в сторону Николаевки, на дорогу выбежал то ли лосёнок, то ли косуля. Он перебегал дорогу, но завидев машину, побежал не в лес, а вперёд по дороге, потом наискосок и только потом в лес. Чуть его не задавили!
Участок Белорецкой узкоколейки от Катав-Ивановска до Двойнишей пройден.
Участок от Двойнишей до Верхнеаршинского пройден.
Кто хочет в поход по участку узкоколейки от Верхнерашинского до Белорецка – пишите.