Найти тему

О списках летнего чтения: чтение из-под палки или удовольствие?

Учебный год подошёл к концу, впереди длинные три месяца отдыха. Литераторы дают рекомендательный список по литературе.

Что я думаю об этом?

1. Список чтения должен быть.

Его просят родители, его просят и сами дети. Читающим детям интересно заглянуть уже в программу следующего года (в каждом классе есть 1-2 ученика, которые в чтении значительно обгоняют одноклассников по части именно классики). Следящие за тем, чтоб ребёнок и летом делал что-нибудь полезное, мамы же хотят летом засадить детей за чтение (хоть какое-нибудь). Чем же им аргументировать, чтоб ребёнок не увиливал? ЭТО ЖЕ ПО ПРОГРАММЕ ТЕБЕ НАДО! Отсюда следует п. 2

2 . Списка должно быть ДВА!

Программный и дополнительный. Есть дети, что и "Мертвые души" и "Записки охотника" будут летом читать (кто уж из-под палки, кто по велению сердца), но, давайте честно, русские произведения несильно интересны нашим ученикам.

Я в их возрасте точно читала ( в свободное от школы время) не Толстого и не Достоевского.

В каждой шутке..
В каждой шутке..

Мы читали зарубежную приключенческую, детективную, историческую, фантастическую литературу. Не было тогда любимого многими фэнтези, но были Бронте, Дюма, Верн и другие.

Поэтому я часто говорю так:

— Дети, если пойдёт, то я буду рада, если вы осилите "Войну и мир" или "Героя нашего времени", но если нет, то загляните хотя бы во второй список, может, там вы найдёте для себя что-нибудь интересное.

Многие из вас мне сейчас скажут:

— Времени на изучение зарубежной литературы все равно почти нет. Тогда зачем этот список?

Коллеги, а какова наша задача? Привить любовь к книге или отбить охоту читать на всю жизнь? Да изучим мы эти произведения (так или иначе) на уроке. Так, может, есть вероятность, что хоть что-нибудь ребёнок прочитает с интересом?

На это есть п. 3.

Вот такой список получили мои 7-классники. Вариаций здесь много
Вот такой список получили мои 7-классники. Вариаций здесь много

3. Или без списка? Совсем?

Почти шекспировский вопрос
Почти шекспировский вопрос

А если не давать? А сказать так:

—Ребята, я буду рада, если вы мне летом расскажете, что вы прочитали, что вам интересно.

Конечно, может оказаться, что это беллетристика, лёгкое чтиво, ерунда (на наш учительский взгляд). Но ребёнок же читает! ЧИТАЕТ! Много ли вообще уже таких детей, для которых чтение становится формой жизни, ежедневной необходимостью? На мой учительский взгляд, это 10-20% от класса!

В общем, мы тоже с вами не всегда Кафку и Чехова читаем. Особенно когда в отпуске!

Я за то, чтобы ребёнок просто читал. Конечно, если у него есть родительский совет или рекомендация учителя, интернета (таких списков в сети полно), то это прекрасно, но если он сам находит, что ему почитать, то все равно в сегодняшнее время я радуюсь.

Что скажете?

Спасибо за внимание!

Может, вам будет интересна статья о юбилее Жюля Верна

Или о практике проведения круглых столов на уроках литературы