В последние годы со старшеклассниками на уроках литературы я практикую форму "круглого стола". Казалось бы, старый метод, всем известный, но чем он мне нравится, да и детям тоже? Сравним.
Классический урок.
Как это обычно бывает. Прочитали произведения 5-6 человек (а то и меньше), вы с ними ведёте беседу, остальные не принимают участия, но у них может сохраниться шанс получить хорошую отметку. Как? Послушали — услышали, куда- то посмотрели — списали, и вот вроде они тоже молодцы.
Система "круглого стола" сразу предполагает дифференциацию: кто прочитал — пожалуйте к столу; кто нет— на заднюю парту, вы попадаете только в компанию претендующих на 3.
Дальше этим троечникам вы даёте посильное задание (проанализировать лишь отрывок, поработать со статьёй учебника и тд), но их потолок — только 3! Они не были готовы к уроку, увы!
Все, про них можно забыть.
Дальше с детьми, заинтересованными в учебном процессе, вы начинаете обсуждение. Думаю, тут вам советы давать не надо. Вариантов много.
- Проверить текст, сюжетную линию
- Охарактеризовать героев
- Сформулировать и прокомментировать проблему
- Нарисовать
- Придумать продолжение...
Но главное — это живой разговор. Поэтому для анализа лучше выбирать произведения, где есть, что обсудить. Например, осенью мы обсуждали "Шоколадную войну" в 9 кл, а недавно говорили с 8 классом о рассказе "Возвращение" Платонова и строили предположения, как сложится дальше судьба героев.
Да, не всем детям даётся живой разговор. Косноязычие, неумение сформулировать, доказать, привести пример — всё это трудности, которые старшеклассники просто обязаны уже преодолевать.
Моим детям нравится сидеть в круге, смотреть друг другу в глаза и видеть вокруг себя единомышленников.
В конце обсуждения можно поощрить участников дискуссии.
И главное— оценивание. Поскольку не всегда в беседе понятен уровень отвечающего, я часть заданий (немного!) выношу на бумагу, где они отвечают на вопросы или делают задания. Но они не должны превышать объем устной беседы!Все же у нас обсуждение!
Ну, а потенциальные троечники кладут тетрадь на стол.
Все счастливы!
Для меня очень важно разделить класс на истинно читающих и якобы читающих. И эта форма идеально подходит.
Спасибо за внимание!