Найти тему
Взгляд учителя Елены

"Круглый стол" на уроках литературы. Нечитающие шансов не имеют

В последние годы со старшеклассниками на уроках литературы я практикую форму "круглого стола". Казалось бы, старый метод, всем известный, но чем он мне нравится, да и детям тоже? Сравним.

Классический урок.

Как это обычно бывает. Прочитали произведения 5-6 человек (а то и меньше), вы с ними ведёте беседу, остальные не принимают участия, но у них может сохраниться шанс получить хорошую отметку. Как? Послушали — услышали, куда- то посмотрели — списали, и вот вроде они тоже молодцы.

Система "круглого стола" сразу предполагает дифференциацию: кто прочитал — пожалуйте к столу; кто нет— на заднюю парту, вы попадаете только в компанию претендующих на 3.

Дальше этим троечникам вы даёте посильное задание (проанализировать лишь отрывок, поработать со статьёй учебника и тд), но их потолок — только 3! Они не были готовы к уроку, увы!

Все, про них можно забыть.

Дальше с детьми, заинтересованными в учебном процессе, вы начинаете обсуждение. Думаю, тут вам советы давать не надо. Вариантов много.

  • Проверить текст, сюжетную линию
  • Охарактеризовать героев
  • Сформулировать и прокомментировать проблему
  • Нарисовать
  • Придумать продолжение...

Но главное — это живой разговор. Поэтому для анализа лучше выбирать произведения, где есть, что обсудить. Например, осенью мы обсуждали "Шоколадную войну" в 9 кл, а недавно говорили с 8 классом о рассказе "Возвращение" Платонова и строили предположения, как сложится дальше судьба героев.

Да, не всем детям даётся живой разговор. Косноязычие, неумение сформулировать, доказать, привести пример — всё это трудности, которые старшеклассники просто обязаны уже преодолевать.

Моим детям нравится сидеть в круге, смотреть друг другу в глаза и видеть вокруг себя единомышленников.

Здесь очень большой круглый стол. Многие прочитали "Возвращение". Обычно меньше.  Фото из личного архива
Здесь очень большой круглый стол. Многие прочитали "Возвращение". Обычно меньше. Фото из личного архива

В конце обсуждения можно поощрить участников дискуссии.

Каждому — шоколадка. Фото из личного архива
Каждому — шоколадка. Фото из личного архива

И главное— оценивание. Поскольку не всегда в беседе понятен уровень отвечающего, я часть заданий (немного!) выношу на бумагу, где они отвечают на вопросы или делают задания. Но они не должны превышать объем устной беседы!Все же у нас обсуждение!

Ну, а потенциальные троечники кладут тетрадь на стол.

Все счастливы!

Для меня очень важно разделить класс на истинно читающих и якобы читающих. И эта форма идеально подходит.

Спасибо за внимание!