Итак, надзирателя Петра Михайлова, который вывел Соньку за ворота Смоленской тюрьмы, ожидала арестантская рота, а Соньку... Соньку вновь ждала дорога, города, гостиницы и чужие бриллианты. (Кстати, по другим источникам Михайлов ушел в побег вместе с Сонькой.) То лето 1886 года наша героиня провела поистине с размахом. Казалось, к ней вновь вернулась юность, все аферы удавались, и, хорошо погуляв в Москве, забыв об осторожности, Сонька направилась в Нижний Новгород. Там открывалась знаменитая ежегодная нижегородская ярмарка и все самые богатые люди империи собирались ее посетить.
Вряд ли Соньку можно было назвать самой богатой женщиной России (хотя, если вспомнить все ее аферы, то почему бы и нет?😃), однако она решила, что Нижний ее ждет. И это было действительно так: нижегородцы нетерпеливо ожидали, причем именно ее. Оказывается, почти сразу после побега, пока Сонька гастролировала, старший чиновник по особым поручениям по фамилии Азанчевский и уездный исправник из Смоленска Путято в буквальном смысле висели у нее на хвосте, не успевая буквально на полшага.
В архивах по делу Соньки сохранилось письмо прокурора Московской судебной палаты, отправленное смоленскому губернатору 31 июля 1886 года, в котором сообщалось, что в судебную палату обратился некий М.В. Герман из Москвы, предложивший посодействовать в поимке знаменитой аферистки и сообщивший, что она обязательно будет на нижегородской ярмарке. Кто был этот Герман, доподлинно неизвестно, сохранилась только информация, что он занимался частным сыском и предложил свою информацию и услуги абсолютно бесплатно. Вполне возможно, что у него были личные счеты к Соньке, побудившие его сдать ее полиции.
Словом, так и случилось, что пути нашей героини и сыскной полиции сошлись в городе, стоящем в месте слияния Оки и Волги, и встреча эта для Соньки была роковой. Приговор был крайне суровым - ее ждала каторга и Сахалин. Апелляция ничего не принесла, решение суда осталось прежним. А Сонька в ожидании решения суда впервые увидела, что отношение к ней стало совсем другим. Остальных заключенных переполняло злорадство: королева преступного мира, неуловимая Сонька Золотая Ручка оказалась простой женщиной из плоти и крови, в арестантской робе, неухоженная и ... совершенно обычная, без воспетого легендами воровского фарта.
Когда аферистку выводили на редкую прогулку, остальные арестанты провожали ее свистом и улюлюканьем, часто вслед ей летели насмешки и грязные ругательства, но особым шиком считалось плюнуть ей в лицо. Держали Шейндлю Блювштейн в особой камере между мужским и женским отделением, а досмотры проводили надзиратели - мужчины, что являлось дополнительным унижением для заключенной.
Когда стало известно, что апелляция никак не изменила приговор суда, Соньку стали готовить к отправке по этапу. Всех осужденных на каторгу, заковали в кандалы и, привезя на вокзал, заперли в арестантском вагоне, приковав кандалами к нарам. Судя по сохранившимся документам, нашу героиню везли в мужском вагоне. Состав шел до Одессы около недели и все это время арестантов держали в вагоне без свежего воздуха и прогулок.
Среди легенд, гуляющих в народе о Соньке, есть история о том, как на Карантинном причале Одессы, перед погрузкой на арестантский пароход, наша героиня встретилась с одесским градоначальником, который почтил знаменитую мошенницу своим вниманием и пришел пожелать ей счастливого пути. Молва гласит, что в ответ на прочувствованную речь градоначальника Сонька подарила одесскому голове его собственные часы, которые она умудрилась украсть во время речи.
На мой взгляд это просто красивая легенда - после недели в арестантском вагоне, в робе и обритая наголо... Вряд ли Сонька могла в таком виде вызвать желание у городских властей прийти ее проводить.
Итак, летом 1888 пароход, на борту которого в числе сотни других каторжан была и Шейндля-Сура Блювштейн, вышел из одесской гавани и взял курс на Сахалин. Соньку ждала новая жизнь, в которой не было места дорогим ресторанам, изящным коляскам на Елисейских полях, бриллиантам и мужчинам, готовым на все ради ее благосклонного взгляда. Впрочем, насчет мужчин я несколько поторопилась, но об этом вы, дорогие читатели, узнаете уже в следующей части нашей истории, так что подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить что-то интересное.
Криминальное сердце Питера (часть 14) На каждую "миледи" найдется свой простофиля Фельтон
Криминальное сердце Петербурга (часть 12) Затянувшаяся дуэль Соньки Золотой Ручки и сыскной полиции