Найти тему
Одна Ворчунья

ПРО НОВОЯВЛЕННЫХ ЭКСПЕРТОВ, ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ТАЛАНТЫ И РОССИЙСКОЕ КИНО

Хочется вернуться к новости, о которой давеча упоминала вскользь. Министерство культуры заменило в своих экспертных советах по господдержке кино некоторых членов из числа кинематографистов на священников. И теперь новоявленные «эксперты» будут следить за соблюдением разных ценностей при выделении государственных (не церковных, нет!) денежных средств на кинопостановки. Вот такой нынче скандал в культурной сфере.

Впечатляют имена. Права голоса лишились режиссеры Учитель и Хотиненко, продюсер Златопольский и другие «киношники»

Народ тут же всполошился: с чего бы священникам лезть в кинопроизводство и дополнительно настраивать против себя людей? Да вы и сами, наверное, здесь же, на моем канале, читали, что пишут об этой истории комментаторы. Кирдык, дескать, отечественному кино!

А я вам так скажу: новость не так уж плоха и может даже вселять надежду. Потому что, во-первых, нельзя убить то, что уже мертво. Разве что допинать тело при последнем вздохе. Вот вы сами когда в последний раз видели годный отечественный фильм? Ага… Задумались? А когда нас радовали новостью, что какой-нибудь фильм принес фантастическую прибыль своими невероятными кассами? Знаю, знаю! Вы сейчас про Чебурашку вспомните! Кстати, как раз Чебурашку служители культа навряд ли допустили бы до господдержки! Существо нереальное и, стало быть, язычески нескрепное, способно вводить детей в заблуждение. С точки зрения православия Чебурашка одного поля ягода с покемонами, хаги-ваги (надеюсь, правильно написала?!) и другими плодами человеческой фантазии.

Во-вторых, вы помните, когда в последний раз российские фильмы приносили сборы за рубежом? Это важный критерий. Не можем же мы снимать фильмы исключительно для себя любимых и не рассчитывать на мировые кинозалы. Это, друзья мои, нерентабельно. К тому же подобное отсутствие амбиций недостойно имперских замашек некоторых. Так что при создании фильма непременно нужно думать о прибыли.

И отсюда вытекает пункт «в-третьих». Не кажется ли вам, что некоторых деятелей культуры господдержка только развратила? Никогда не понимала стенания Калягина, мол, без господдержки театр не выживет. Еще как выживет! Ежели работать, а не дурака валять. То же самое касается кино.

Можете ли вы представить, чтобы Мартин Скорсезе или Квентин Тарантино обратились в административно-бюджетное управление Белого дома с просьбой дать им «немного денежков» на тот или иной фильм? Разумеется, маститые режиссеры наверняка отбили бы такую поддержку, благодаря не только громким именам, но и мощному таланту. Но почему-то думается, что «бюджетный директор» Шаланда Янг показала бы им комбинацию из трех пальцев вместо господдержки.

Зато нашлись бы инвесторы, желающие вложиться в фильмы, способные принести отличную прибыль. Риск, конечно же, присутствует, но он всегда есть. К тому же в Голливуде, в случае провала фильма, режиссер и продюсер рискуют остаться без финансирования следующего проекта. Так что приходится работать на совесть, выжимая из себя и актеров все соки.

У нас не так. У нас, выделяя господдержку, на прибыль лишь смутно рассчитывают, потому что зачастую деньги из бюджета выделяются не благодаря наличию таланта, а потому что, с точки зрения Минкульта, человек хороший. Поэтому к какому-никакому кассовому сбору относятся как к приятному сюрпризу. Частные инвесторы? Не, не слышали… Да и зачем они, когда можно к бюджетной кормушке присосаться! В этом и кроется причина, почему российское кино превратилось в такое унылое…

Новый экспертный состав вряд ли добавит надежды на успешное развитие кинематографа при помощи господдержки. Подозреваю, что, наоборот, (пардон за повторение) добьет то, что еще пыталось шевелиться. И это ли не аргумент, чтобы плюнуть на господдержку и искать инвесторов самостоятельно?

Да, придется работать, не без этого. И даже воровать во время съемок вряд ли получится. А чтобы фильм в кинозалы пропустили, еще и цензуру надо будет попытаться обойти. Но если дело выгорит… Представляете, какой будет успех?

Правда, в этом раскладе тоже есть ложка дегтя. Например, инвесторы могут найтись не в России, а на Западе, а значит, снова утечка талантов.

С другой стороны, каждый человек имеет право на развитие. И если он не нужен в одном месте, то в другом наверняка пригодится и будет востребован. В этом смысле священники-эксперты могут здорово сподвигнуть российский кинематограф на новые формы самовыражения.