Случилось это дело месяцев 4 назад, но изменения в моей жизни присутствуют до сих пор и, очень надеюсь, изменения эти задержатся лет на пятнадцать.
В конце зимы, начале весны, произошло у нас в солнечной-спокойной Турции землетрясение. Ну, об этом слышали многие, тут я Америку никому не открою. Нас потрясло не сильно, все же городишко мой далековато находится от эпицентра, но да, «дрожь земли» чувствовалось и весьма ощутимо.
И вот, в процессе переживания всей это катастрофы в телефонном разговоре был дан (очень опрометчивый) совет: а ты заведи кота, так как животные лучше чувствуют, чем люди. Ну, мне дважды повторять не надо. Человек я спонтанный, если уж я могу улететь в другую страну, я могу и кота внезапно завести – делов на пять минут в поисковике.
И все, маятник начал свое движение.
Котика я нашла быстро, моя драгоценный обитал в подмосковье у одной енвероятно-милой заводчицы. Ей я всю правду и выложила: мол, так и так, работаю на дому, очень много путешествую, постоянно в переездах, хочу кота, как боевого товарища и верного друга. И был мне предложен-разрекломирован Тони. Ну, это сейчас он Тони, а по паспорту (и родословной, ну дела), он Ньютон.
И я пропала. Влюбилась в эти голубые глаза и не смогла отказаться. Но я-то в Турции, а кот в Москве. И, как и всегда в моей жизни, первоначальный план и договоренность с человеком о перевозке сорвались. А я еще и ничего об этих кошачьих перевозках не знаю.
Я до сих пор очень благодарна заводчице, которая не спасовала перед этой задачей и помогла по мере сил.
Итак, первое. Нужно было найти все-таки человека, который привезет мне кота если не в мой город, то хотя бы в Турцию. Рассматривалось огромное количество вариантов: и нанять курьера, и заказать у сторонней компании перевозку животного на машине по сухопутке, и просто оплатить кому-нибудь билеты Стамбул-Москва-Стамбул. Но я человек паникер и постороннему я свое сокровище доверить побоялась. Благословите все боги мою профессию: учитель обрастает кучей полезных и не очень знакомств за период своей карьеры. Стоило мне поделиться в мимолетном разговоре-болталке о своих трудностях, как выяснилось, что один из моих учеников как раз летит в Стамбул через дней десять. И, самое главное, совсем не против моего котика «прокатить с ветерком».
Курьер был найден. Осталось дело за документами. То ли я глупая, то ли написано не для людей, но мне пришлось буквально вылавливать информацию по крупицам из интернета. Перечень у нас был стандартный: паспорт, прививки, сертификат и дальше всякая абракадабра. Приходилось сутки просиживать на форумах и в чатах.
Паспорт – если вы покупали котика не «с рук», а в питомнике, то паспорт/чип/прививки (а иногда и родословная) это обязательный маст-хэв. У нас были тут трудности, так как владелец-то я, но везет кота другой человек, а графа в документе лишь одна. Если у вас та же проблема, что и у меня - животное привезет курьер – то вас выручит старый-добрый школьный трюк со стирающейся ручкой. Пару часов в паспорте владельцем значится человек, который животное перевозит, а потом все это дело стирается и вы вписываете свое имя. Этот пункт в наличии, вычеркиваем, едем дальше.
Прививки и обработка от паразитов – еще раз спасибо заводчице, которая не спасовала перед трудностями. За пять дней до вылета (не раньше) надо свозить питомца в вет клинику. И не в абы какую, а в государственную. И записываться туда лучше заранее, хотя бы за пару дней. Там потребуется билет, серия и номер паспорта человека, который является «владельцем», сам кот и полное название аэропорта из которого вылетаете. Это важно, лучше проверить – иногда косячат и пишут просто «Внуково», хотя там официально-длинное и скучное название в многослов и многобукв. Врач-судия обрабатывает питомца от паразитов, ставит отметки в вет паспорт кота и выдает эдакую бумажку, которую нужно хранить, как закладную на земельный участок. Титры для въезда в турцию не нужны (да мы бы и не успели их сделать).
Вот тут я и запуталась, с этими сертификатами, евросправками и 1Ф. Для таких же, как я, поясняю: бумажка, выданная в вет клинике меняется на евросправку в самом аэропорту на вет контроле. Пункт пройден, едем дальше.
Следующее действие так-то должно стоять самым первым, но я пишу тот порядок, который был у нас. Следует после оплаты авиабилета позвонить в авиакомпанию, которая будет перемещать аж два ценных груза (вас и вашего любимца) и уточнить, есть ли у них квоты на провоз животных в салоне самолета и, если свободные места еще остались, забронировать эту возможность и оплатить. Сюда мой красавец летел туркишами и у них самые мизерные размеры переносок: 40 на 20 на 20. Ну и ограничение в 8 кг. Уточнять допустимые размеры переноски надо у каждой авиакомпании отдельно: в Аэрофлоте, к примеру, разрешают 50 на 30 на 25 или не более 123см в сумме, если переноска мягкая. Оплату провоза животного на сайте авиакомпании вы не сделаете: придется либо тащиться в офис, либо, как это сделала я, оплатить все с банковской карты по телефону. Ну да-да, по старинке. Вводите номер карты голосовому помощнику, как во времена «телевизор на диване». И снова повторюсь: перед покупкой позвоните на горячую линию авиакомпании. Назовите выбранный рейс и дату, спросите, есть ли еще места для животных и уточните порядок и правила оплаты. Потому что, возвращаемся к Аэрофлоту, некоторые авиакомпании допускают бесплатный провоз животного. Российская авиакомпания предоставляет такую возможность при покупке тарифа «Эконом максимум». Если вам нужен доп багаж, да еще и кот на руках – дешевле и выгоднее будет купить этот тариф, нежели оплачивать все по отдельности через звонок или вообще в аэропорту.
Поставив авиакомпанию в известность, что летите вы с живым грузом и согласовав размер переноски, самое время закупиться всякими полезностями. И первое, самое первое, будут не пеленки, миски-непроливайки или что-то еще, а сраная шлейка. Серьезно, вам вет контроль и досмотр проходить с котом на руках. Побойтесь бога, потратьте 300 рублей и купите простенькую шлейку. Тогда можно не бояться, что красавчик убежит в ужасе, стоит только немного расстегнуть молнию переноски. Потом уже закупайтесь пеленками, поилками и прочим. Я еще в дорогу беру складной лоток. Эдакая водонепроницаемая картонка, которая сворачивается до размеров бумажника. Развернул – и у котика есть место, куда можно сделать свои дела. Спокойно выйдя в ванную комнату во время полета, можно все это дело развернуть, положить специальный пакет, немного наполнителя и готово. Для дальних перелетов просто находка.
В вет контроль в аэропорту тоже можно записаться заранее. Мы так и сделали. Вернее, я записала своего ученика и моего кота имея данные об их билетах. В Шереметьево ветеринарный контроль проходит быстро, а потом уже идет обычный пограничный для людей. Во время всех досмотров вам придется кота из переноски доставать и проносить через рамки на руках, так что возвращаемся к пункту про шлейку.
И вот вы-таки добрались до самолета. Там вы размещаете переноску, где предписано правилами авиакомпании. Чаще всего - у вас под ногами. И все, летим. По прилету просто проходите обычный паспортный контроль и чешете на выход. Если собираетесь возвращаться в ближайшие 3 месяца, то не потеряйте документы, которыми вас закидали в Аэропорту в России: обменянная евросправка будет вашим пропуском домой без нудного посещения турецкого ветеринара, который не шпрехает на инглише.
Но это только ваш путь. А наш на этом-то не закончился. Так как кот прилетел в Стамбул, а я живу в Мерсине – за тридевять земель, значится.
Тони я в Стамбуле перехватила, но на обратный перелет я не успела из-за погодных условий. Сначала задерживали мой рейс, а обратный вообще отменили. Для перелета внутри Турции, к слову, никакие документы не нужны, кроме как опять созвониться с авиакомпанией и кинуть в них деньгами. Но мы на перелет не успели и попробовали местную забаву под названием «междугородние автобусы». И это то, что весной и осенью пробовать не стоит.
Автобусы в Турции загляденье – поезда тут не ходят, а самолетом можно добраться не везде, так что перемещаться по стране как-то надо. И кондиционерами они оборудованы, и отоплением, и экраны в спинках кресел, даже чай/кофе/закуски разносит стюард(?). В общем, как перелет, только едешь и туалета, все-таки, нет. Но тут и кроется подвох. В период осени-весны, если вы едете через горы (а мой путь пролегал через Анкару, то есть пришлось пересечь всю турцию от Босфора до моря), то там печку-таки включат. И шпарить она будет дай боже. Я, после первой поездочки, теперь всегда беру с собой футболку или майку, чтобы можно было переодеться на одной из остановок. Но котик-то шубку не скинет.
Первую часть пути, пока отопления еще не было, мы оба провели в салоне. Ничего оформлять не надо, никуда звонить тоже. Просто приходите на автовокзал и садитесь в нужный вам автобус (иногда найти нужный, тот еще квест, но на подобное решаются только отчаянные-матерые путешественники, так что вы справитесь). А вот когда отопление-таки включили… я человек, мне было проще. А вот Тони было худо. И я, скрепя сердцем, решилась перенести его в багажный отсек. Там и пол твердый, и шатает не так сильно, и не так жарко (холодно там не будет, все же печка работает на ура). Так он и доехал до дома. К концу дороги мы оба были уставшие, но Тони отошел от путешествия быстрее, чем я: он завалился спать, а я пошла работать.
Вот так перевозили кота из одной страны в другую.