Необычная мутация Ту-204: история модификации Ту-204-300-100

995 прочитали

Хотя Ту-204 так и не смог стать столь же массовым, как его предшественник Ту-154, на протяжении двух десятков лет туполевский "тамагочи" модернизировали, выпуская новые модификации. Самолёту увеличивали взлётную массу (Ту-204-100), устанавливали дополнительные топливные баки (Ту-214) делали его дальнемагистральным (Ту-204-300), грузовым (Ту-204С) и даже переделывали кабину под двух пилотов (Ту-204СМ). Однако существует ещё одна условная модификация под обозначением Ту-204-300-100. Условная потому, что официально сертифицирована она не была, однако борт в этой модификации всё же выполнял полёты, пускай и со специальным сертификатом лётной годности.

Самолёт с номером 64053 заложили на ульяновском авиазаводе "Авиастар" в начале 2010-х годов. Изначально лайнер предназначался для авиакомпании Red Wings, но что-то пошло не так, лизинговая компания - "Ильюшин Финанс Ко" - от самолёта отказалась и Ту-204 остался на стапелях завода в ожидании нового заказчика.

Хотя Ту-204 так и не смог стать столь же массовым, как его предшественник Ту-154, на протяжении двух десятков лет туполевский "тамагочи" модернизировали, выпуская новые модификации.-2

И тут на горизонте появился специальный лётный отряд "Россия" с контрактом на поставку двух Ту-204-300 для управления делами президента РФ. Загвоздка заключалась в том, что фюзеляж борта 64053 уже состыковали и это был обычный по длине Ту-204-100. Для превращения его в версию -300 потребовалось бы вырезать 6 метров фюзеляжа, что привело бы к удорожанию контракта. Проблему решили просто: резать фюзеляж не стали, а самолёту присвоили обозначение Ту-204-300-100. Получился этакий мутант с типовой конструкцией Ту-204-300, но с длиной Ту-204-100. При этом характеристики самолёта отличались от "эталонного" Ту-204-300 - за счёт удлинённого фюзеляжа увеличился вес самолёта и масса вырабатываемого топлива, а так же уменьшилась максимальная дальность полёта (с 6,6 до 6,2 тысяч километров) .

Хотя Ту-204 так и не смог стать столь же массовым, как его предшественник Ту-154, на протяжении двух десятков лет туполевский "тамагочи" модернизировали, выпуская новые модификации.-3

Наконец, летом 2016 года борт 64053, окрашенный в ливрею специального лётного отряда "Россия" с надписью Ту-204-300-100 на фюзеляже впервые поднялся в небо. Однако полетать в составе СЛО самолёту так и не удалось. Причины, по которым борт так и не передали заказчику официально не оглашались, но есть информация, что "Россия" отказалась от этого Ту-204 из-за посадки с сильной перегрузкой в одном из испытательных полётов. В итоге борт полтора года простоял на земле, пока его не забрала себе Объединённая авиастроительная корпорация. Уже в сентябре 2018 года лайнер в качестве представительского борта ОАК прилетел на Гидроавиасалон в Геленджик. К этому моменту он уже носил обозначение Ту-204-100В, а из бортового номера пропал префикс RA-.

Второй раз "на публике" самолёт можно было увидеть на МАКС-2021 в Жуковском. В лётной программе авиасалона этот Ту-204 не участвовал, однако несколько раз поднимался в воздух, видимо перевозя каких-то очень важных персон.

После МАКС-2021 самолёт, что называется, пропал с радаров, где он сейчас находится неизвестно. Согласно данным, опубликованным на сайте Росавиации, борт 64053 по-прежнему числится в государственном реестре воздушных судов РФ, однако информация о наличии у самолёта сертификата лётной годности у всё той же Росавиации отсутствует.

***

Больше материалов можно найти в моём канале, а мои фотографии 📷 (на разные тематики) можно увидеть в моём Telegram.

Материалы по теме:

Ту-204С: последний советский "грузовик"

Судьба самолёта: история первого прототипа Ту-204

Из России в Азию: что ждёт Ту-204 Red Wings?

Последнее пристанище советских самолётов в "Шереметьево"

Судьба самолёта: история последнего выпущенного Ту-22М3

Кладбище самолётов в "Домодедово": судьба самолётов

Судьба самолёта: история Як-40, летавшего в Канаду