Найти тему

Про то, КАК монета Византийской империи приняла форму чашки – часть 1

СКИФАТ — термин, применяемый к византийским монетам XI-XIV веков, имеющим выпукло-вогнутую форму — от итальянского SCYPHATUS

Все началось с того, что византийский император Никифор II Фока (963-969) ввел двойной номинал для золотых монет: он уменьшил вес византийского солида с 4,5 грамма золота до 4,13 грамма золота, а его диаметр — с 20 мм до 18 мм.

Сделано это было для увеличения доходов государства: налоги взимались в старых полновесных монетах, а свои выплаты казна производила в новых облегченных монетах.

Новая монета получила название TETARTERON nomisma, а прежние монеты золотого чекана стали отныне именоваться HISTAMENON nomisma.

Словом nomisma в Византии, а ещё раньше — в Древнем Риме, называли монеты из золота: впоследствии оно породило термин нумизматика и производные от него слова (нумизмат, нумизматический).

Поначалу старые и новые золотые монеты отличаются лишь весом: дизайн и легенда были абсолютно одинаковыми.

Постепенно произошли и другие изменения:

  • При Василии II Болгаробойце (976-1025) histamenon становится шире и тоньше, а tetarteron – меньше и толще.
  • При Константине VIII (1025-1028) histamenon начал приобретать выпукло-вогнутую форму, при этом часть отчеканенных и дошедших до нас монет сохранила плоскую форму.
  • При Константине IX Мономахе (1042-1055) изгиб увеличился, и монета приобрела четко выраженную чашеобразную поверхность — она стала скифатом.

Император Алексей I Комни́н в 1092 году осуществил реформу денежного обращения Византийской империи: он не только продолжил чеканку золотых скифатов, но и запустил в обращение скифаты 3-х видов: из золота, из электра и из биллона.

1) монета HYPERPYRON (от лат. PERPERUM, высококачественный) — золото 850 пробы

Hyperpyron: 4.37 грамма, 31 мм, отчеканено в Константинополе (1092-1118).
Hyperpyron: 4.37 грамма, 31 мм, отчеканено в Константинополе (1092-1118).
  • Аверс — Иисус Христос с Евангелием в левой руке.
  • Реверс — император Алексей I Комни́н со штандартом в правой руке и державой в левой руке.

2) монета ASPRON TRACHY (пер. с греческого изогнутая) из электра, сплава 1/5 частей золота и 4/5 частей серебра: она приравнивалась к 1/3 от hyperpyron.

Aspron Trachy: электр, 3.40 грамма, отчеканено в Константинополе (1185-1195).
Aspron Trachy: электр, 3.40 грамма, отчеканено в Константинополе (1185-1195).
  • Аверс — Богородица на троне.
  • Реверс — архангел Михаил благословляет императора Исаака II Ангела.

3) монета ASPRON TRACHY из биллона, сплава серебра и меди: она приравнивалась к 1/48 от hyperpyron.

Aspron Trachy: биллон, 4.09 грамма, 30 мм, отчеканено в Константинополе (1195-1203).
Aspron Trachy: биллон, 4.09 грамма, 30 мм, отчеканено в Константинополе (1195-1203).
  • Аверс — Иисус Христос в образе Спаса Вседержителя.
  • Реверс — император Алексей III Ангел и Святой Константин с державой в руке.

Монетные дворы Византии

В чеканке византийских монет главная роль всегда принадлежала монетному двору Константинополя, а после падения Сиракуз в 878 г. он стал единственным монетным двором Византии, где чеканились золотые и серебряные монеты. 

Помимо Константинополя Византийская империя чеканила свои монеты в Фессалониках, Александрии, Фивах, Коринфе, Никее, Карфагене, Херсонесе.

Место чеканки на монетах всегда обозначалось начальными буквами города:

  • CON, CONS, KONSTAN — Константинополь;
  • АLЕ — Александрия; 
  • CAR, КАР, КАРТ — Карфаген.

Как византийцы делали выпукло-вогнутые монеты ?

По версии британского нумизмата Саймона Бенделла, византийцы при чеканке скифатов использовали технику двойного удара по монете особых штемпельных пар, состоявших из вогнутого штемпеля аверса и выпуклого штемпеля реверса.

Кривизна поверхностей штемпелей не была одинакова: вогнутый штемпель аверса был изогнут в меньшей степени, чем выпуклый штемпель реверса.

-5

Первым ударом оттискивалась половина рисунка штемпелей, а затем, изменив угол наклона верхнего штемпеля, прочеканивалась другая половина монеты.

Если работа производилась качественно, то края монеты плавно истончались, а ее кромка приобретала волнистую форму.

Иногда у чеканщика не получалось точно рассчитать направление удара/угол наклона штемпеля, и тогда две половинки изображения либо наползали одна на другую, либо разъезжались, образуя посередине монеты искажение изображения: такие монеты иногда попадаются нумизматам.

-6

Впрочем, византийские чеканщики наверняка имели производственные секреты наилучшего совмещения изображения при двойном ударе, но нам те секреты — неизвестны. 🤔

👉 О том, ЗАЧЕМ византийской монете придали форму чашки, я расскажу через неделю — 15 июня. 👈

Подписывайтесь на мой канал и ставьте лайки — мне это будет и приятно, и полезно.

За репосты — отдельная благодарность! 👌